Юридические факты в праве социального обеспечения

Самое главное по теме: "Юридические факты в праве социального обеспечения" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Нормы права не создают правоотношений, а лишь указывают на должное поведение их предполагаемых участников. Для возникновения правоотношений по социальному обеспечению требуется юридический факт или группа фактов — юридический состав, с наступлением которого право граждан на соответствующие виды социального обеспечения и исполнение обязанностей органами, их назначающими, приводится в действие.

Юридические факты — действия или события, которым нормы права о социальном обеспечении придают юридическое значение. При этом события, в отличие от действий, не зависят от воли и сознания людей. К числу событий относят рождение, смерть, достижение пенсионного возраста, к числу действий — трудовой стаж, выслугу лет, установление лицу группы инвалидности, подачу заявления или решение органа социальной защиты о назначении конкретного вида социального обеспечения гражданину.

Однако во многих случаях для возникновения правоотношений в сфере социального обеспечения недостаточно наступления единичного юридического факта, а нужна их совокупность — юридический состав.

К числу частных предпосылок возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения относятся юридические факты образует юридический состав. Так, для возникновения пенсионного правоотношения по возрасту необходимо достижение лицом определенного возраста (60 лет — мужчинам, 55 — женщинам), наличие трудового стажа соответственно 25 и 20 лет, а также факт выплаты обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством об обязательном государственном социальном страховании не менее 5 лет. При отсутствии предпосылок или юридически значимых обстоятельств наличие только юридического факта не может порождать правоотношений по социальному обеспечению.

Задачи для самостоятельного решения

I.У гражданина В. П. Шестипко в 1993 года умерла жена, и он остался с дочкой 5 лет и сыном 7 лет. Младшая дочь — инвалид с детства, которую он воспитывал один. Он имеет общий трудовой стаж 28 лет. В 2000 году ему исполнилось 50 лет.

Имел ли В. П. Шестипко в 2000 году право на пенсию по возрасту?

II.Гражданка С. М. Жданович работала на Минском трак­торном заводе 26 лет уборщицей в литейном цеху.

Имеет ли С. М. Жданович право на льготные условия пенсионного обеспечения?

III.Гражданин А. А. Ивановский, 1995 года рождения, является инвалидом с детства.

Имеет ли А. А. Ивановский право на пенсионное обеспе­чение?

МОДУЛЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Юридические факты в социальном обеспечении.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т. е. их комплекс).

Из общей теории права известно, что юридические факты — это жизненные обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связы­вает возникновение или прекращение правоотношений либо наступление иных правовых

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юр. факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по соц. обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по соц. обеспечению.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом — правопрекращающим фактом. (Напр., смерть кормильца — пенсионера по старости является основным право-образующим юр. фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юр. фактом (уже не основным, а юридически значимым).)

Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения

В сложном юридическом составе принято выделять соб­ственно юридический факт (например, рождение ребенка), а также юридически значимые обстоятельства и предпо­сылки (достижение определенного возраста является пред­посылкой для получения пенсии). Основанием возникнове­ния правоотношения служит юридический состав в целом. Отсутствие в нем хотя бы одного из перечисленных эле­ментов не порождает юридически значимых последствий.

Следовательно, можно выделить два вида юридических фактов:

• совокупность юридических фактов — юридический состав (например, при назначении пенсии по инвалидности устанавливаются личность инвалида (или профессиональ­ная принадлежность), группа инвалидности и ее причина);

• единичные юридические факты.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим. Например, смерть кормильца — пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.

Юридические факты, порождающие, изменяющие и прекращающие правоотношения по социальному обеспечению

Нормы права, устанавливающие право граждан на соот­ветствующие виды социального обеспечения, еще не создают правовых отношений. В них содержатся лишь указания на воз­можное, желательное и должное поведение будущих участни­ков правоотношении. Для возникновения правоотношения по социальному обеспечению граждан требуется так называемый юридический факт или группа фактов, с наступлением которых право граждан на соответствующие виды социального обеспе­чения и исполнение обязанностей органами, их назначающими, приводится в действие.

И так. обстоятельства или жизненные факты (события), с ко­торыми право связывает возникновение или прекращение пра­воотношений либо наступление иных правовых последствий —это юридические факты.

В ряде случаев право связывает такие последствия с нали­чием сложного юридического состава. Например, для матери­альных правоотношений необходим юридический состав трехзвенной структуры: собственно юридический факт, т.е. жизнен­ные обстоятельства, волеизъявление заинтересованного лица, решение страхователя о назначении пенсии, пособия (акт ком­петентного органа). При этом решение последнего является ре­зультатом реализации процедурного правоотношения. Юриди­ческий состав для материальных (основных) правоотношений состоит из юридических событий (обстоятельств, не зависящих от воли людей) и юридических действий (волевого поведения).

Читайте так же:  Минимум социальной пенсии

Чтобы проследить специфику проявления в правоотноше­ниях по социальному обеспечению сложного юридического состава необходимо обратиться к основаниям возникновения, изменения и прекращения пенсионного правоотношения. Так, гражданин обращается с заявлением о назначении ему пенсии по достижении пенсионного возраста, установленного законом. Необходимым условием для назначения пенсии является также наличие у гражданина трудового (страхового) стажа, посколь­ку это также определено законом. Если речь идет о назначе­нии пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста, например за работу в каких-то особых условиях, то здесь, кроме того, должно быть принято решение о назначении гражданину пенсии за работу в таких условиях. Фактами, под­тверждающими это служат документы, предусмотренные зако­нодательством. Юридическими фактами в пенсионных право­отношениях могут являться, кроме того, потеря гражданином права на пенсию за особые условия труда, права на надбавки к пенсии, переход с одного вида пенсии на другой и т.п.

Законодательство с наступлением ряда юридических фактов связывает изменение существующих правоотношений (изме­няется либо объем правомочий, либо содержание прав и обя­занностей субъектов). Основным правопрекращающим юри­дическим фактом является решение страхователя о выдаче или отказе, либо предоставлении социальных услуг.

Установление отдельных фактов, имеющих юридическое значение для обеспечения пенсиями и пособиями и другими гарантиями, отнесено к компетенции различных органов. Раз­личают административную и судебную стадию порядка рас­смотрения этих фактов.

От установленных судом или другим компетентным орга­ном юридических фактов зависит возникновение, изменение или прекращение у обратившегося лица определенных прав. Критерием для отграничения административного от судебно­го порядка установления юридических фактов служит специ­фика факта и особенность его установления.

Правоотношения, возникшие между гражданами и компе­тентными органами, по установлению фактов, имеющих юри­дическое значение характеризуются рядом обстоятельств: во-первых, отсутствием спора по поводу устанавливаемого факта; во-вторых, непременным участием в качестве заинтересован­ного лица — субъекта правоотношения; в-третьих, позитивной процедурной деятельностью по установлению факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема юридических фактов, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»
Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ
Понятие, виды и юридическое значение фактических составов
Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения
2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения
2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально-обеспечительных юридических фактов
2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения
Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов
3.1. Понятие и значение процедуры установления социально-обеспечительных юридических фактов
3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности
3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

БЭК.docx

Рассмотрены основные этапы процедуры установления инвалидности (направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ), собственно обследование и оформление его результатов).

3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов

В качестве доказательств факта нахождения на иждивении могут выступать справки жилищных органов, справки о доходах всех членов семьи, а также любые иные доказательства, свидетельствующие о нахождении лица на иждивении умершего кормильца. К числу последних можно отнести платежные поручения, квитанции, свидетельствующие о предоставлении кормильцем денежных средств в адрес нуждающегося, переписку, отражающую факт предоставления кормильцем основного и постоянного источника средств к существованию. В качестве доказательств могут выступать и свидетельские показания лиц, обладающих требуемой информацией (например, родственников кормильца, соседей). Кроме того, доказательством в данном случае может служить акт обследования условий жизни кормильца, составленный при его жизни (в случае совместного проживания кормильца и иждивенца), например, для целей предоставления какого-либо вида социального обеспечения.

Принимая во внимание, что в каждом конкретном случае обстоятельства складываются по-разному, вопрос об установлении факта нахождения на иждивении должен решаться территориальным органом Пенсионного фонда коллегиально, например комиссией, которая должна оценить обстоятельства в их совокупности и в зависимости от того, что служило для обратившегося за пенсией члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию, прийти к выводу — находился или нет на иждивении нетрудоспособный член семьи.

Таким образом, специфика социально- обеспечительных юридических фактов находит проявление в том, что они являются фактами «широкого профиля», т.е. используются в различных отраслях российского права. Однако социально-обеспечительную направленность эти факты приобретают только после закрепления в нормах права социального обеспечения. При этом законодатель руководствуется стремлением придать юридическое значение тем обстоятельствам, которые характерны для всех или подавляющего большинства граждан и являются социально значимыми.

В данной курсовой работе рассмотрено понятие юридического факта как основы для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Не все юридические факты оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно — правовых актах.

Юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

Все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные

действия делятся на юридические поступки и юридические акты.

С точки зрения своего социального содержания, юридический факт должен прежде всего адекватно отражать социальную ситуацию. По

отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают в роли «индексов». свидетельствующих о наличии социально-юридической ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации позволяют ограничить ее от сходных случаев.

Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом

регулировании — обеспечение возникновения, изменения, прекращения

правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

В качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы».

В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты — такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков).

от сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для

юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов — юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления» в фактическом составе.

Юридические факты, должны отвечать не только ··социологическим», но и некоторым «специально-юридическим» требованиям, т. к. они представляют собой элемент юридической формы общественных отношений, одно из средств правового регулирования.

Читайте так же:  Помощи досрочные пенсии

Важным требованием к юридическому факту является его юридическая надежность. Это такая характеристика факта, которая отражает, с

одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой — стабильность его социального содержания.

Юридический факт должен обладать адаптивностью, способностью в известном смысле «приспосабливаться» к меняющимся условиям. Юридические факты, закрепляемые в нормах законодательства, должны получать адекватное понятийное выражение и четкое обозначение

Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема юридических фактов, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»
Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ
Понятие, виды и юридическое значение фактических составов
Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения
2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения
2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально-обеспечительных юридических фактов
2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения
Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов
3.1. Понятие и значение процедуры установления социально-обеспечительных юридических фактов
3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности
3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

БЭК.docx

Проанализированы классификации фактических составов на составы с независимым накоплением элементов, составы с последовательным накоплением элементов и смешанные составы, а также на определенные и относительно определенные (бланкетные) составы. Классификация фактических составов на завершенные и незавершенные позволила выделить такие промежуточные правовые последствия незавершенных составов, как возможность накопления очередного элемента состава и предварительное процедурное социально-обеспечительное правоотношение.

Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения

2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения

При рассмотрении классификации юридических фактов на события и действия обращается внимание на такую тенденцию современного законодательства, как учет неправомерных действий нуждающихся граждан при определении их права на тот или иной вид социального обеспечения, а также размера последнего. В то же время совершение неправомерных действий не влечет для правонарушителей какой-либо специфической социально- обеспечительной ответственности, а может являться только основанием для применения мер защиты имущественных интересов государства.

В зависимости от вида юридических последствий юридические факты в праве социального обеспечения принято делить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Данную классификацию предложено дополнить такими характерными для права социального обеспечения разновидностями юридических фактов, как правоприостанавливающие (вызывающие лишь временное приостановление существующего правоотношения), правовозобновляющие (в отношении приостановленного правоотношения) и правовосстанавливающие (с которыми связывается восстановление прекращенного правоотношения, например при явке пенсионера, объявленного умершим).

По признаку действия во времени (однократно или многократно) юридические факты можно классифицировать на факты однократного действия и факты-состояния. В праве социального обеспечения состояния встречаются достаточно часто, причем могут быть представлены как правоотношениями (пенсионное правоотношение необходимо для получения компенсационной выплаты на оплату дополнительной жилой площади жилого помещения в Томской области), так и фактическими общественными отношениями (малообепеченностъ).

Однако возможна и обратная ситуация, когда государство «не замечает» важных, значимых социальных обстоятельств и не придает им совершенно никакого юридического значения. Например, Конституция СССР 1936 г. провозгласила, что в стране решена проблема безработицы. На практике такая проблема существовала, поскольку далеко не все жители российской деревни, перебравшись в город, могли найти работу, равно как и не каждый горожанин в силу различных обстоятельств имел возможность трудоустроиться. Такие факты можно именовать скрыто-имманентными. Очевидно, что такую ситуацию нельзя признать нормальной. Всякий реально существующий и социально значимый факт должен получить юридическую оценку.

2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально- обеспечительных юридических фактов

Основания и условия предоставления социального обеспечения различаются по своей юридической природе и выполняемым функциям. Основание — это своего рода «главный (основной) факт», который определяет юридическую природу данного вида социального обеспечения, это причина, по которой лицо вправе претендовать на помощь (содержание) государства. B.C. Андреев для обозначения подобных фактов использовал понятие «собственно юридический факт», тогда как все остальные он относил просто к юридическим фактам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Условие — это факт дополнительный, конкретизирующий главный. Условия не обладают самостоятельной правообразующей силой и формируют лишь разновидности социального обеспечения в рамках видов, определяемых основаниями. Например, в пенсионном правоотношении по возрасту основанием получения трудовой пенсии является достижение установленного пенсионного возраста, а наличие не менее пяти лет страхового стажа — это дополнительное условие, которое конкретизирует возрастной ценз. Иными словами, роль условий сводится к тому, чтобы не допустить искажения права на получение социального обеспечения.

Основания отражают степень учета государством объективных причин нуждаемости, в то время как условия представляют собой продукт нормотворческой деятельности законодателя, при помощи которого осуществляется дифференциация правового регулирования с позиций общезначимых (социальных) интересов.

Обращается внимание на то, что современное пенсионное законодательство вообще не содержит термина «основания» предоставления пенсионного обеспечения. Следовательно, при буквальном толковании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» возникает представление, что пенсии в настоящее время назначаются при отсутствии к тому оснований. В действительности речь в данном случае должна идти о несовершенстве юридической терминологии. На самом деле достижение указанного в законе возраста есть не что иное, как основание для предоставления соответствующего вида социального обеспечения, поскольку именно возраст свидетельствует о нуждаемости лица в предоставлении содержания со стороны государства.

2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения

Юридический факт-действие со стороны нуждающегося лица, то есть его волеизъявление (как правило, в форме подачи заявления) на получение соответствующего вида обеспечения, является непременным элементом фактического состава. Волеизъявление также может быть выражено путем согласия на предоставление социального обеспечения. Так, согласно ст. 9 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. В качестве исключения социальное обеспечение может предоставляться и при отсутствии заявления нуждающегося лица (предоставление медицинских услуг в виде скорой (неотложной) медицинской помощи).

Обращение нуждающегося гражданина должно быть рассмотрено уполномоченным органом, на основе чего принимается решение о предоставлении соответствующего вида социального обеспечения либо об отказе в таком предоставлении. Положительное решение указанного органа выступает, как правило, завершающим элементом фактического состава, необходимого для возникновения социально- обеспечительного правоотношения. На основе практических примеров в диссертации обосновываегся, что решение уполномоченного органа в числе юридических фактов занимает подчиненное положение, поскольку оно должно полностью соответствовать имеющимся основаниям и условиям социального обеспечения. Орган социального обеспечения может неправомерно отказать гражданину в помощи или содержании, и такое решение подлежит обжалованию в административном или судебном порядке. Если имеется основание и условия для предоставления социального обеспечения, а государственный орган в этом отказывает, такое решение подлежит отмене вышестоящим органом или должно быть признано судом недействительным.

Читайте так же:  Калькулятор подсчета стажа работы по трудовой книжке

Диссертант полемизирует с Т.М. Кузьминой, считающей, что фактический состав, служащий основанием возникновения социально-обеспечительных правоотношений, состоит только из двух юридических фактов: волеизъявления гражданина на получение социального обеспечения и решения уполномоченного органа о предоставлении такого обеспечения. Такая абсолютизация процедурных юридических фактов не соответствует теории и практике социального обеспечения, стирает грань между его видами и подвидами, а потому не может быть признана обоснованной.

Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов

3.1. Понятие и значение процедуры установления социально-обеспечительных юридических фактов

Юридическая процедура представляет собой последовательность действий, урегулированных нормами права и направленных на достижение определенного правового результата. На основе анализа исследований, посвященных юридической процедуре и процессу, в диссертации сделан вывод о том, что для права социального обеспечения характерна позитивная юридическая процедура, разновидностью которой является процедура установления социально-обеспечительных юридических фактов. Порядок установления социально-обеспечительиых фактов всегда имеет нормативную модель, то есть закреплен в правовых нормах, причем, как правило, подзаконного уровня, тогда как указание на сами факты содержится в нормах закона. По мнению диссертанта, отправные моменты установительных социально-обеспечительных процедур нужно закреплять на уровне федерального — закона. Закрепление важных, имеющих большое значение для населения юридических норм на уровне закона свидетельствует о высокой правовой культуре и подлинном демократизме современного государства, облегчает гражданам доступ к юридической процедуре. Кроме того, это существенно снижает возможность противоречий между материальными и процедурными нормами, так как они разрабатываются одновременно и закрепляются в одном законе.

Установление социально- обеспечительных юридических фактов предполагает участие в этой процедуре особого правоприменительного органа (учреждения), обладающего соответствующей компетенцией. Это может быть, например, бюро медико-социальной экспертизы, комиссия по установлению стажа, образуемая в составе территориального органа Пенсионного фонда, и т. д. В исключительных случаях отдельные факты могут устанавливаться судом в порядке особого производства. Само нуждающееся лицо не может установить требуемый ему юридический факт, оно вынуждено обратиться в тот или иной орган государства, который на основе совокупности представленных доказательств делает вывод о том, можно ли считать искомый факт установленным или нет. Таким образом, субъектом, устанавливающим тот или иной социально-обеспечительный факт, всегда является уполномоченный государственный орган (учреждение).

Значение процедуры установления социально-обеспечительных фактов заключается, прежде всего, в том, что она закрепляет порядок, последовательность осуществления действий, необходимых для подтверждения существования в реальной действительности того или иного имеющего правовое значение обстоятельства. Процедура нужна для законного и обоснованного наступления материально-правовых последствий.

3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности

контрольная псо

В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К числу нравообразующих в праве социального обеспечения можно отнести следующие: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временную нетрудоспособность работника, рождение ребенка; смерть кормильца; бедность; трудовой стаж и выслугу лет, обращение за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесение соответствующего решения компетентным органом и др.

К числу правоизменяющих юридических фактов следует отнести такие, как изменение группы инвалидности; волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение пенсионного капитала после назначения пенсии и др.

Правопрекращающими фактами могут быть: восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного; смерть обеспечиваемого и т.д.

По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты состояния. К фактам однократного действия в праве социального обеспечения можно отнести: смерть человека; рождение ребенка; вынужденное переселение и др. Факты-состояния — это инвалидность, временная нетрудоспособность, факт родства с кормильцем, иждивение и др.

В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов — это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного человека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др. В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).

С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Например, правомерным будет действие гражданина, обращающегося в установленном порядке за назначением пенсии, пособия, компенсации, а неправомерным — представление им при этом ложных, фиктивных документов.

Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юридических фактов, влекущих возникновение правоотношения именуют фактическим (юридическим) составом. Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два, три юридических факта, а сложный — целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие общего, а в ряде случаев и специального страхового трудового стажа, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа).

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения.

К объектам правоотношений в теории права относят материальные и нематериальные блага. К числу нематериальных благ относятся, в частности, и действия.

Выше уже говорилось, что все правоотношения по социальному обеспечению делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотношений различный. Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения. Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение. Так, в связи с обращением гражданина за назначением пенсии, пособия, компенсационной выплаты соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае принятия положительного решения возникает правоотношение материального характера.

Еще один элемент правоотношения — это его содержание. Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие, формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его11. Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Таким образом, содержание правоотношения по социальному обеспечению может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов.

Читайте так же:  Спонсорство в спорте налоговые льготы

Киреева в течение 22 лет проживала с мужем – военнослужащим в различных воинских частях, где воспитала троих детей. Определить её страховой стаж, в каком возрасте у Киреевой возникает право на пенсионное обеспечение?

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ, засчитываются:

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности

— период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ)

Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим установленного законом трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, при наличии пятилетнего страхового стажа назначается пенсия по возрасту при неполном трудовом стаже.

Пенсии по возрасту имеют следующие признаки:

— ежемесячные выплаты. Все виды пенсий выплачиваются каждый месяц по месту жительства,

— выплачиваются из средств Фонда социальной защиты,

— назначаются в случае достижения лицом пенсионного возраста,

— выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка, выплачиваются при наличии определенной продолжительности трудового стажа (для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет).

В Российской Федерации многодетной матерью считается мать, имеющая на своем содержании трех и более детей в возрасте до 18 лет, но по трудовому законодательству многодетной считается мать родившая 5 и более детей и воспитавших их до достижения возраста 8 лет статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно трудовому законодательству, то даже не смотря на то, что Киреева родила и воспитала 3 детей, она имеет право кроме страховой части пенсии, которая указана выше также и на социальную пенсию, при достижении ей возраста 60 лет.

Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема юридических фактов, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»
Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ
Понятие, виды и юридическое значение фактических составов
Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения
2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения
2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально-обеспечительных юридических фактов
2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения
Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов
3.1. Понятие и значение процедуры установления социально-обеспечительных юридических фактов
3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности
3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

БЭК.docx

по праву социального обеспечения на тему:

«Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения»

Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»

    1. Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ
    2. Понятие, виды и юридическое значение фактических составов

Глава 2. Классификация и генезис юридических фактов в праве социального обеспечения

2.1. Виды юридических фактов в праве социального обеспечения

2.2. Основания и условия предоставления социального обеспечения как виды социально-обеспечительных юридических фактов

2.3. Материальные и процедурные юридические факты в праве социального обеспечения

Глава 3. Процедура установления социалыю-обеспечительпых юридических фактов

3.1. Понятие и значение процедуры установления социально- обеспечительных юридических фактов

3.2. Процедура установления социально-обеспечительного стажа и инвалидности

3.3. Установление иных видов социально-обеспечительных юридических фактов

Список использованной литературы

Актуальность нашей курсовой работы обусловлена тем, что правоотношения в праве социального обеспечения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые в теории права именуются юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права. Юридическими фактами признаются факты реальной действительности, с которыми действующие законы и правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений 1 .

Корни понятия «юридический факт» уходят вглубь истории юридической науки. В римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. Общее понятие юридического факта римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематизацией римского права его позднейшими исследователями.

Фридрих Карл фон Савиньи — немецкий правовед и историк, знаменитый юрист, основатель исторической школы права впервые ввёл понятие юридический факт. В работе «Система современного римского права» Савиньи называл события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами. Первоначальное развитие юридических фактов было связано с гражданским правом и развито такими учёными как Г. Дернбург, Р.Зом, Г.Пухта, А.Тон, Е. Цительман, Д. Эннекцерус.

Что же касается социального обеспечения, то Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение. Кроме того, юридические факты позволяют судить о политике, проводимой государством в сфере социального обеспечения, ее особенностях и тенденциях, поскольку в них всегда отражается позиция законодателя по тем или иным ключевым вопросам.

В праве социального обеспечения на сегодняшний день отсутствуют самостоятельные комплексные исследования, характеризующие общеотраслевую специфику юридических фактов в сфере социального обеспечения. С учетом значимости права социального обеспечения для современного государства, его всевозрастающей роли в поддержке нуждающихся граждан, а также принимая во внимание сложность, противоречивость и значительный объем социально-обеспечительного законодательства, потребность в исследовании проблемы юридических фактов в праве социального обеспечения и выработке практических рекомендаций по совершенствованию законодательства не вызывает сомнений.

Читайте так же:  Единовременное пенсионное пособие

Проблема юридических фактов, их правовой природы, разновидностей получила довольно обстоятельное отражение в литературе по общей теории права. В то же время в отраслевых юридических науках юридические факты рассматриваются уже применительно к потребностям соответствующей науки и практики. Указанные научные исследования, выполняемые «на стыке» общей теории права и отраслевой науки, имеют важное значение, поскольку именно они позволяют связать абстрактные теоретические положения с конкретной правовой реальностью. Однако нужно заметить, что еще далеко не все отраслевые юридические науки отличаются подробным исследованием своих специфических юридических фактов. К числу таковых следует отнести и право социального обеспечения, где вопросы юридических фактов еще не получили должного освещения. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел.

Цель исследования заключается в системном изучении сущности и специфики обстоятельств, порождающих правовые последствия в праве социального обеспечения России, внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Объектом исследования являются социально-обеспечительные общественные отношения, возникающие при предоставлении нуждающимся гражданам помощи либо содержания за счет общественных или обобществленных средств. Предметом являются юридические факты в праве социального обеспечения, их составы, виды, процедуры установления и значение в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

Методологическая основу составили логический, сравнительный, системный методы, а также метод сравнительного правоведения.

Теоретическую базу курсовой работы составили труды общетеоретического и отраслевого характера, в частности работы С.С. Алексеева, B.K. Бабаева, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова и A.B. Малысо и других авторов.

Глава 1. Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения»

    1. Понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения РФ

Юридический факт представляет собой частную предпосылку участия субъекта в тех мерах и мероприятиях алиментарного характера, которые именуются социальным обеспечением. Юридические факты воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования социально-обеспечительных отношений.

Будучи материально-идеальным явлением, юридический факт в праве социального обеспечения характеризуется следующими признаками: 1) это обстоятельство, определенным образом выраженное вовне (юридическими фактами не могут быть мысли, намерения, желания и прочие, хотя нередко законодатель придает правовое значение субъективной стороне тех или иных действий, например при наступлении инвалидности вследствие совершения умышленного преступления); 2) юридические факты выражаются в наличии или отсутствии явлений материального мира, то есть правовые последствия могут быть связаны не только с наличием определенных обстоятельств, но также с их отсутствием (отсутствие работы у лица, осуществляющего уход за членами семьи умершего кормильца); 3) юридические факты отражают своеобразие основных направлений и способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; 4) юридические факты прямо или косвенно предусмотрены правовыми нормами и влекут предусмотренные ими юридические последствия; 5) как правило, юридические факты в праве социального обеспечения нуждаются в фиксации в письменной форме (в виде акта, свидетельства, справки и так далее), хотя в ряде случаев отсутствие письменной формы можно восполнить показаниями свидетелей (подтверждение стажа).

С другой стороны, социально-обеспечительные факты могут быть связаны и с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан, относящихся к государственным служащим, порядок прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права (ст. 8-11, 21-41, 45-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»). С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения.

Социально-обеспечительные факты отражают в себе исключительно позитивные качества человеческого сообщества, чем объясняется тесная взаимосвязь норм права социального обеспечения с правилами морали. Безусловно, предоставление содержания престарелым, инвалидам, лицам, лишившимся кормильца, помощь семьям, имеющим детей, временно нетрудоспособным гражданам и другие мероприятия заслуживают только положительной оценки и служат проявлением «человечности», социальной справедливости общества. С этих позиций особенность юридического факта в праве социального обеспечения заключается в том, что это объективное, учтенное государством в нормах законодательства препятствие для естественного жизнесуществования человека, в связи с чем, он признается нуждающимся в оказании государственной поддержки или содержания. Это препятствие может выражаться в потребности лечения, отсутствии заработка или иного дохода, нетрудоспособности, дополнительных материальных затратах и прочие.

    1. Понятие, виды и юридическое значение фактических составов

Для возникновения подавляющего большинства социально-обеспечительных правоотношений требуется несколько взаимосвязанных юридических фактов (фактический состав). Проанализированы разновидности фактических составов, а также юридические последствия, порождаемые незавершенными составами в праве социального обеспечения.

Фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). В праве социального обеспечения фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.

Во-первых, это объективные основания социальной алиментации, то есть такие факты, которые обусловливают необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения; другими словами, жизненные обстоятельства, вызывающие потребность доставления благ и услуг на алиментарных началах, а не по труду. К числу подобных фактов следует отнести достижение определенного возраста, болезнь, утрату заработка, страховой стаж необходимой продолжительности и т. д. Именно эти факты порождают необходимость в социальном обеспечении и служат критерием классификации социального обеспечения на отдельные виды (пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы и компенсации, предоставление предметов первой необходимости). Эти факты как раз и являются социально-обеспечительными фактами.

Во-вторых, для предоставления социального обеспечения также необходимы и обязательны такие процедурные юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существование фактических составов объясняется сложностью самих общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. По справедливому замечанию С.С. Алексеева, сама природа пенсионного обеспечения такова, что для наступления правовых последствий требуется наличие разнообразных обстоятельств, свидетельствующих о нетрудоспособности лица или о его пожилом возрасте, а также о мере его участия в общественном производстве (стаж). Кроме того, для получения права на тот или иной вид социального обеспечения необходимы не только объективные основания социальной алиментации, свидетельствующие о нуждаемости лица в помощи или содержании со стороны государства, но и желание лица (то есть его волеизъявление) получить эту помощь или содержание. Наконец, нужен также властный акт уполномоченного органа, подтверждающий наличие у данного лица права на тог или иной вид социального обеспечения.

Источники

Юридические факты в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here