Социальные гарантия статья

Самое главное по теме: "Социальные гарантия статья" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Глава VI. Социальные гарантии и компенсации (ст.ст. 27 — 37.1)

Глава VI. Социальные гарантии и компенсации

>
(утратила силу)
Содержание
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ
«О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

8, 30 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 27 мая, 4 июня, 4 ноября 2014 г., 6 апреля, 23 ноября, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 5, 19 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г., 23 апреля 2018 г., 1 марта 2020 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ положения настоящего Федерального закона распространены на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны

ГАРАНТ:

Действие статей 1-8, 10-12 настоящего Федерального закона с 1 января 2013 г. распространяется на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством РФ к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Принят Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД.

Он разработан в развитие положений Закона о полиции и направлен на урегулирование отношений, связанных с денежным довольствием, пенсионным и жилищным обеспечением, медобслуживанием сотрудников ОВД (в том числе бывших и членов их семей), а также с предоставлением им иных соцгарантий.

Сотрудникам устанавливается денежное довольствие, около половины которого — оклад денежного содержания (должностной и по специальному званию).

Предусмотрены допвыплаты. В частности, ежемесячные надбавки за выслугу лет, квалификационное звание, особые условия службы, работу с гостайной, за добросовестное выполнение должностных обязанностей, повышенную опасность для жизни и здоровья. Нормативными актами могут устанавливаться и другие выплаты.

С 2012 г. ежемесячное денежное довольствие лейтенанта полиции должно составить не менее 33 тыс. руб., а с учетом дополнительных выплат — 45.

Установлены новые размеры выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников и членов их семей, а также при увольнении со службы.

Так, в случае гибели (смерти) сотрудника при выполнении служебных обязанностей единовременное пособие составляет 3 млн руб. Если нанесен вред здоровью — 2 млн руб.

С 1 января 2012 г. пенсии уволенным сотрудникам и членам их семей исчисляются исходя из 54% оклада и надбавки за выслугу лет. С 1 января 2013 г. данная величина ежегодно повышается на 2% до достижения 100% соответствующих сумм денежного довольствия.

В результате средний размер пенсий сотрудников за выслугу лет в 2012 г. должен превысить на 30% средний размер общегражданских пенсий в России.

В области медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников в основном сохраняются прежние гарантии.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 2011 г. N 157, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4595

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ

Читайте так же:  Пособие по безработице пришло не полностью

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ

Действие части 5 статьи 2 было приостановлено с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ

Действие части 5 статьи 2 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 54. Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в статью 54 настоящего Положения внесены изменения

Статья 54 . Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел

ГАРАНТ:

Часть первая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности, связанные с реализацией функций по охране правопорядка и безопасности на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, имеют право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах деятельности обслуживаемых объектов (участков) без приобретения проездных документов исключительно при исполнении служебных обязанностей, связанных с обеспечением охраны правопорядка и безопасности указанных объектов.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники органов внутренних дел при реализации полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации по пресечению правонарушения, задержанию и доставлению лица, подозреваемого в совершении правонарушения, пользуются правом проезда и провоза доставляемого либо задерживаемого ими лица (лиц) на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) без приобретения проездных документов, а в сельской местности на попутном транспорте при предъявлении служебного удостоверения.

ГАРАНТ:

Часть третья статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники органов внутренних дел пользуются правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта при следовании к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно.

ГАРАНТ:

Часть четвертая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудникам органов внутренних дел, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Часть пятая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Педагогическим работникам образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада.

ГАРАНТ:

Часть шестая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудникам органов внутренних дел, обучающимся в образовательных учреждениях по заочной или вечерней форме обучения, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

Беременные женщины и матери из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцы — сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Часть восьмая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники органов внутренних дел в звании полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, а также уволенные со службы в этом звании имеют право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату. Таким правом обладают также сотрудники органов внутренних дел, имеющие ученые степени или ученые звания. Порядок предоставления дополнительной жилой площади или дополнительной комнаты и ее размеры устанавливаются законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Часть девятая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на денежную компенсацию за поднаем (наем) жилых помещений в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Часть одиннадцатая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

При отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников органов внутренних дел медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудники органов внутренних дел имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

ГАРАНТ:

Третье предложение части двенадцатой статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристских базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату. Указанные сотрудники оплачивают 25%, а члены их семей — 50% стоимости путевки за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом указанным сотрудникам ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого сотрудника и в размере 300 рублей на супруга сотрудника и каждого его несовершеннолетнего ребенка.

Читайте так же:  Сын инвалид детства досрочная пенсия родителям

ГАРАНТ:

Часть тринадцатая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящей частью, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящей частью, и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О размере выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей в организации отдыха и оздоровления см.: в 2012 г. — приказ ФСИН России от 24 мая 2012 г. N 287, в 2011 г — приказ ФСИН России от 18 мая 2011 г. N 315

Часть четырнадцатая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники органов внутренних дел — участники войны, воины-интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществлением законной служебной деятельности, получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Часть пятнадцатая статьи 54 настоящего Положения не применяется в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

В случае гибели сотрудника органов внутренних дел в связи с осуществлением законной служебной деятельности за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет, при этом жилая площадь предоставляется не позднее одного года со дня гибели сотрудника органов внутренних дел.

>
Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел (ст.ст. 55 — 56)
Содержание
Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Какие есть социальные гарантии у работников?

Социальные гарантии работникам подразделяются на обязательные, установленные законодательно, и дополнительные, появление которых обусловлено договоренностью между работодателем и коллективом работников. Рассмотрим их подробнее.

Законодательная основа социальных гарантий

Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в 2 аспектах:

  • с позиции государства, стремящегося установить единые принципы взаимоотношений между работниками и работодателями, сгладить последствия зависимости работника от работодателя;
  • с точки зрения работодателя, создающего у себя условия труда, привлекательные для работников.

Социальные гарантии государственного уровня могут быть:

  • общегосударственными — устанавливаемыми ТК РФ для всех работников;
  • отраслевыми — определяемыми соответствующими законодательными актами в зависимости от особенностей труда в конкретных отраслях;
  • региональными — вводимыми на уровне субъекта его законами.

Отраслевые и региональные гарантии могут существенно расширять гарантии, установленные ТК РФ, и обусловливать наличие принципиальных различий, возникающих как среди отраслей, так и между регионами. Для работодателей, принадлежащих соответствующей отрасли или региону, предоставление работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательно на любом из уровней, является обязательным. Однако они вправе расширить их круг, взяв на себя обязательства о дополнительных гарантиях для лиц, которые являются их работниками.

Социальные гарантии для работников медицины

Устанавливая гарантии для работников медицины, ст. 72 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ в основном дает отсылку к гарантиям, содержащимся в ТК РФ, перечисляя в дополнение к ним такие:

  • возможность переподготовки за счет работодателя при невозможности выполнять свою работу из-за состояния здоровья или в связи с сокращением (ликвидацией) организации;
  • периодическая аттестация на квалификационную категорию и учет ее результатов при установлении зарплаты;
  • создание некоммерческих организаций профессиональной направленности;
  • страхование профессиональной ответственности;
  • дополнительные гарантии, установленные в РФ и регионах.

Социальные гарантии для педагогических работников

Социальные гарантии для педагогических работников установлены ТК РФ (ст. 333–335) и законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47):

  • сокращение продолжительности рабочего времени;
  • периодическое получение дополнительного профессионального педагогического образования;
  • удлиненный ежегодный основной отпуск и 1 раз в 10 лет отпуск продолжительностью до 12 месяцев;
  • досрочное назначение пенсии по возрасту;
  • обеспечение нуждающихся социальным или специализированным (наемным) жильем;
  • иные законодательно установленные в РФ и ее регионах меры.

Социальные гарантии для сотрудников полиции

В отличие от гарантий для педагогических и медицинских работников, социальным гарантиям, установленным для сотрудников полиции, отведена целая глава (гл. 8) в законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ. Здесь отражены:

  • особенности формирования оплаты за труд, в т. ч. установления надбавок;
  • обязательность ежегодного страхования жизни и здоровья за счет средств бюджета;
  • размеры пособия, выплачиваемого членам семьи и иждивенцам при гибели полицейского;
  • размеры пособия в связи с инвалидностью, полученной при исполнении обязанностей, с разбивкой его на суммы, выплачиваемые из бюджета и удерживаемые с виновных лиц;
  • обязательность возмещения за счет бюджета имущественного вреда с последующим удержанием ущерба с виновных лиц;
  • обеспечение жильем (служебным, наемным или собственным) и медицинским обслуживанием (в т. ч. для членов семьи);
  • бесплатный проезд во всех видах транспорта при выполнении служебных обязанностей, а в прочих случаях — право на внеочередное приобретение билетов при поездке в командировку и на бесплатный проездной в черте населенного пункта;
  • первоочередное обеспечение детей сотрудников полиции местами в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях.
Читайте так же:  Как перейти с социальной пенсии на трудовую

Итоги

Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество социальных гарантий для работающих лиц, предусмотренных как ТК РФ, так и иными законами, распространяющими свое действие на отдельные отрасли или регионы. Кроме того, работодатели вправе взять на себя дополнительные обязанности в части социальных гарантий, повышающие привлекательность работы у них.

Социальная защита и социальные гарантии

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ

Наибольшее количество социальных гарантий работникам содержит текст ТК РФ. Одна часть из них выделена в специальный раздел, а другая включена непосредственно в тексты тех глав, к теме которых гарантии относятся. Так, например, включены в соответствующие главы гарантии, связанные:

Подробнее о гарантиях, освобождающих беременных женщин и лиц, имеющих детей, от некоторых служебных обязанностей, читайте в материале «Ст. 259 ТК РФ: вопросы и ответы».

В особый раздел ТК РФ отнесены гарантии, связанные:

  • с направлением в командировки (гл. 24), обязывающие работодателя к сохранению за работником места работы и средней зарплаты, а также к возмещению всех расходов, связанных с поездкой;
  • с выполнением государственных (общественных) обязанностей (гл. 25), для которых работника освобождают от основной работы с сохранением за ним места и зарплаты;
  • с получением дополнительного образования впервые (гл. 26), обязывающие работодателя предоставить оплачиваемый учебный отпуск определенной продолжительности или иное (оплачиваемое или неоплачиваемое) время для учебы;
  • с увольнением работников (гл. 27), предусматривающие наличие преимуществ для некоторых лиц в оставлении на работе при сокращении численности, выплату в определенных случаях выходных пособийи компенсаций.

Дополнительные социальные гарантии

Установление дополнительных социальных гарантий производится по договоренности между работодателем и работником и закрепляется в их совместном документе (коллективном договоре). Этот документ может быть создан не только у одного работодателя для единственного трудового коллектива. Допускается принятие его:

  • для отрасли;
  • групп работников и групп работодателей;
  • отдельных обособленных подразделений одного и того же работодателя.

ТК РФ, предоставляя сторонам самостоятельно определить форму, состав и содержание коллективного договора, очерчивает круг вопросов, которые могут быть включены в него (ст. 41):

  • применяемые системы оплаты труда и порядок формирования всех составных частей зарплаты;
  • обязательства по выплате дополнительных компенсаций, пособий, по индексации зарплаты;
  • дополнительные условия, материально стимулирующие к систематическому повышению квалификации, получению дополнительного образования;
  • параметры режима труда и отдыха, в т. ч. условия предоставления дополнительных отпусков;
  • дополняющие ТК РФ мероприятия по охране труда;
  • дополнительно предоставляемые работникам и членам их семей льготы.

Работодатель может, например, взять на себя обязательства:

  • по доплате за стаж работы (выслугу лет);
  • выдаче материальной помощи по определенным поводам;
  • оплате подарков работникам к праздничным датам;
  • оплате расходов на личный телефон, транспорт, ГСМ, предоставлению парковочных мест;
  • полной или частичной оплате питания на работе;
  • страхованию жизни, здоровья и дополнительному медицинскому;
  • предоставлению заболевшему сотруднику дополнительных дней оплачиваемого отдыха;
  • оплате медицинского обслуживания;
  • полной или частичной оплате отдыха;
  • бесплатному для работника обеспечению его билетами на культурные мероприятия или возможностью посещения спортзала;
  • оплате мест в детских садах или созданию собственного детского сада (группы);
  • компенсации расходов (полной или частичной) на отдых детей и на подготовку их к школе или обучение в учебных заведениях.

Коллективный договор может также содержать гарантии, предоставляемые молодым специалистам, ветеранам труда или пенсионерам, вышедшим на пенсию от подписавшего этот договор работодателя.

При смене собственника организации может потребоваться замена коллективного договора. Подробнее об этом читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Читайте так же:  Льготный порядок выхода на пенсию

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Международно-правовые гарантии социального государства

Дата публикации: 28.03.2015 2015-03-28

Статья просмотрена: 959 раз

Библиографическое описание:

Клименко С. В. Международно-правовые гарантии социального государства // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 561-563. — URL https://moluch.ru/archive/87/16847/ (дата обращения: 12.03.2020).

За последние десятилетия в результате усилий государств и межгосударственных организаций, сложилась потенциально эффективная система международно-правовых гарантий, как форм и средств контроля деятельности государств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Главным условием функционирования системы международно-правовых гарантий является принятие государствами обязательств через подписание и ратификацию соответствующих международно-правовых актов. Государства свободны в выборе международных договоров. Их желание или нежелание подписать или присоединиться к международным договорам или конвенциям зависит от многих факторов, в том числе и от экономического положения, и от политической воли руководителя государства. Однако, взяв на себя международные договорные обязательства, государства должны их добросовестно выполнять в соответствии с основополагающим началом всех правовых систем — принципом pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться). Этот общепризнанный принцип международного права является одновременно и основным условием действенности всего международного механизма обеспечения соблюдения государствами своих обязательств в области социальных прав [1].

Читайте так же:  Кто относится к социальной пенсии в россии

Как справедливо отмечает В. В. Гаврилов, действенность международных правовых норм во многом зависит от эффективности международного контрольного механизма за их осуществлением. Выступая в качестве средства обеспечения исполнения международных норм, контроль заключается в действиях субъектов международного права по установлению фактического положения и его оценки с точки зрения соответствия нормативным предписаниям, разрабатываемым на международном уровне. [2]

Центральное место в системе международных форм и средств контроля занимает ООН. Ее функции и полномочия весьма разнообразны. ООН организует и проводит исследования, составляет доклады, представляет государствам рекомендации, выносит решения, готовит проекты конвенций и созывает международные конференции для принятия разработанных нормативно-правовых актов. Нормативные правовые акты ООН сформулировали пакет основных прав человека, в том числе и социальных, которые должны содержаться в законодательстве любого государства, претендующего на статус цивилизованного.

Акты ООН отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции, это в большей мере программный политический документ, однако его авторитет достаточно велик, потому что это первый международный документ, который стал результатом осмысления человечеством последствий Второй мировой войны.

Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека:

1) право на труд;

2) право на свободный выбор работы;

3) право на защиту от безработицы;

4) право на справедливые и благоприятные условия труда;

5) право на равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации;

6) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;

7) право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов;

8) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск, а также прав в сфере социального обеспечения:

1) право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи;

2) право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства; наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;

3) право на особое попечение и помощь матерям и младенцам;

4) право детей на социальную защиту;

5) право на образование. [3]

Для того чтобы самореализоваться, удовлетворять свои естественные потребности, человек как биологическое существо и как социальная личность должен выполнять определенную интеллектуальную и физическую работу для создания материальных и нематериальных благ, которые нужны для удовлетворения разнообразных потребностей его самого и общества. Поэтому труд есть социальное право, социальная необходимость и социальная обязанность человека, как члена общества. Именно поэтому международные нормативные акты так настойчиво и подробно регламентируют обязанность государств по созданию внутригосударственного механизма реализации этого права человека. В социальном государстве должны быть созданы условия для его реализации.

Напрашивается естественный вопрос, почему правам «второго поколения» международные организации придают такое значение? Потому что, человек не может пользоваться свободой, если не живет в достоинстве — то есть, хотя бы в минимальном социальном достатке. В конструкции «права человека» вторая часть — «человек» выпадает, если он голоден, нищ, болен, не имеет жилища, не образован и не может реализовать себя через свободный труд. Отсюда проистекает много раз проговоренная неделимость, взаимосвязанность и взаимозависимость двух категорий прав. [4]

Роль международного контроля как средства юридической гарантии социального государства постоянно возрастает, однако, работа органов ООН в этой сфере все же малоэффективна.. В числе причин, влияющих на эффективность работы ООН можно указать следующие: сессионный характер деятельности; отсутствие достаточных полномочий для принятия результативных решений, так как главное средство работы — это диалог; длительный, а иногда и бесконечный поиск компромисса; возражение многих государств против усиления контрольных функций международных организаций в целом и ООН в частности.

Многие государства (в том числе и Россия) не своевременно присылают доклады и ответы на запросы о дополнительной информации, формально подходят к изложению фактов по реализации своих обязательств, что также влияет на аналитическую работу ООН и Комитетов.

Важную роль в международном контрольном механизме стали играть международные суды. Особенно эффективно работает Европейский суд по правам человека, который призван рассматривать дела о толковании и применении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в целях обеспечения выполнения государствами-участниками вытекающих из нее обязательств. Суд осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе поданных на его имя жалоб отдельных физических лиц или неправительственных организаций на нарушение государством прав человека, закрепленных в конкретной норме конкретной статьи Конвенции. Жалоба на нарушение Конвенции может быть подана также и самим государством-участником Конвенции на другое государство-участника.

Таким образом, на международном уровне установлен международно-правовой контроль, который является одной из юридических гарантий социального государства и он выражается в:

— рассмотрении периодических докладов государств;

— рассмотрении споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

— рассмотрении индивидуальных и коллективных петиций административными или конвенционными органами;

— рассмотрение жалоб международными судебными органами.

Очевидно, что международное сообщество уже выработало и использует определенный механизм функционирования международных контрольных и судебных органов, призванный содействовать осуществлению государством принятых на себя обязательств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что, безусловно, способствует поднятию авторитета государственной власти. Что касается российского государства, то международные юридические гарантии способствуют тому, чтобы элементы Европейской модели социального государства были восприняты и способствовали развитию и совершенствованию российского социального государства.

1. Иваненко В. А., Иваненко B. C. Международное право как гарантия реализации прав человека. — М.: Наука, 2011. — С. 88.

2. Гаврилов В. В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов6Автореф. дис…канд. юрид. наук. — Владивосток, 2011. — С. 23.

3. Трошкин Ю. В. Права человека. — М.: Юрид. лит., 1997. С. 45.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Джибладзе Ю. Социальные и экономические права: действительно ли они являются правами человека и как их можно защищать? //Социальные науки. 2003. № 1. — С. 52.

Источники

Социальные гарантия статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here