Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями

Самое главное по теме: "Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Соотношение трудового права с другими отраслями права

Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.

Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.

Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений.

Прежде всего предметом трудового права являются отношения, возникающие при выполнении трудовой функции по определенной специальности, квалификации или должности. В рамках выполнения трудовой функции работнику могут быть даны конкретные задания. Выполнение подобных конкретных заданий в течение одного рабочего дня свидетельствует о возникновении трудовых отношений. После чего трудовые отношения могут быть прекращены лишь по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Как правило, трудовые отношения не ограничиваются выполнением определенного задания, они носят длящийся характер.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, которые возникают в связи с конечным результатом труда. При достижении определенного в гражданско-правовом договоре о труде результата прекращаются и отношения, входящие в предмет гражданского права. Возникающие на основании гражданско-правового договора отношения не приводят к подчинению одной стороны другой. Тогда как заключение трудового договора означает возникновение отношений власти работодателя над работником в процессе трудовой деятельности.

Перечисленные критерии, которые при возникновении споров выступают в качестве юридически значимых обстоятельств, и позволяют отличать предмет трудового права от предмета гражданского права.

Рассматриваемые отрасли права различны и по методу правового регулирования. Способы, входящие в метод гражданского права, основаны на равноправии и отсутствии подчинения сторон гражданско-правовых договоров о труде, они исключают возможность контроля за процессом выполнения договорных обязательств.

Способы, определяющие особенности метода трудового права, наоборот, построены на отсутствии равноправия и подчинении работников работодателям. При этом представители работодателей контролируют процесс выполнения работниками своих обязательств.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что и способы правового регулирования позволяют провести грань между трудовым и гражданским правом. Поэтому при тщательном исследовании возникших отношений, способов их регулирования выполнение трудовой функции под прикрытием гражданско-правового договора становится очевидным, что может не позволить работодателям уйти от ответственности за неисполнение обязанности по страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предметом административного права являются отношения по прохождению службы сотрудниками МВД, ФСБ, уголовно-исполнительной системы и другими. Данные отношения также связаны с трудовой деятельностью лиц, состоящих на службе. Однако этот вид трудовой деятельности имеет свои особенности. Прежде всего следует заметить, что служебные обязанности зачастую не ограничиваются рамками выполнения конкретной трудовой функции, их диапазон гораздо шире. В связи с чем у проходящих службу гораздо меньше прав, чем у работников, и намного больше обязанностей. Хотя и на трудовую деятельность указанных лиц нормы трудового права могут быть распространены, как минимум, по аналогии.

В частности, при прохождении службы применяются нормы об учете рабочего времени, предоставлении времени отдыха и другие. Прохождение службы, в том числе военной, должно строиться на общих принципах привлечения к труду, провозглашенных в ст. 37 Конституции РФ, и международно-правовых нормах. Например, с соблюдением права свободно распоряжаться своими способностями к труду. В перспективе и на лиц, проходящих службу, должно распространяться трудовое законодательство с отдельными ограничениями, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Читайте так же:  Будет платиться пенсия работающим пенсионерам

В предмет административного права входят и отношения, возникающие в связи с реализацией властных полномочий компетентными государственными органами по применению административных санкций. Зачастую и работодатели присваивают себе функции по привлечению работников к ответственности в виде штрафа. Такие действия представителей работодателя вытекают из трудовых отношений, поэтому их обжалование происходит по правилам, установленным для рассмотрения заявлений по трудовым спорам.

Способы, входящие в метод административного права, также позволяют отграничить эту отрасль от трудового права. Способы, входящие в метод административного права, носят императивный характер, поскольку обязанности по прохождению службы определяются, как правило, не в договорном порядке, а путем предписаний полномочных органов и должностных лиц. Работник подчиняется законным распоряжениям работодателя в течение рабочего времени. Временем отдыха он распоряжается по собственному усмотрению. Способы проявления властных полномочий при прохождении службы гораздо шире. В частности, проходящий службу по приказу полномочного лица может быть привлечен к исполнению служебных обязанностей и за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, то есть в период, когда он должен отдыхать. Таким образом, административная власть распространяется на лиц, проходящих службу, и за рамками служебной деятельности. Однако и ее проявления не должны вступать в противоречие с законодательством.

Предметом предпринимательского права являются отношения, возникающие при осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли. Данный вид деятельности также является трудом. Но предметом и этого вида деятельности выступает ее результат, то есть получение прибыли. Тогда как отношения, составляющие предмет трудового права, непосредственно связаны с процессом трудовой деятельности. Причем получаемая работниками заработная плата отнюдь не всегда находится в зависимости от полученной работодателем прибыли.

Способы, определяющие метод предпринимательского права, построены на независимости и равноправии участников предпринимательских сделок. Способы, составляющие особенности метода трудового права, основаны на власти работодателя над работником и отсутствии равноправия между ними.

Предметом права социального обеспечения являются отношения по социальному обеспечению и обслуживанию нуждающихся в социальной поддержке лиц. Нуждаемость в такой поддержке должна быть признана государством. В настоящее время большинство отношений в сфере социального обеспечения строятся на принципах страхования. В свою очередь, страхование предполагает уплату страховых взносов. Страховые взносы по социальному страхованию уплачиваются за работников. Поэтому предмет трудового права и права социального обеспечения соприкасается, и отношения по социальному обеспечению зачастую вытекают из трудовых.

Способы, определяющие метод права социального обеспечения, связаны с деятельностью органов, полномочных производить социальные выплаты либо компенсировать такие выплаты. Указания этих органов являются обязательными для исполнения. Что свидетельствует об императивных началах метода права социального обеспечения. Способы, входящие в метод трудового права, в основе своей связаны с деятельностью работодателей, принимающих обязательные для работников приказы (распоряжения). С точки зрения требований законодательства деятельность работодателей имеет в своем содержании гораздо больше нарушений, чем деятельность уполномоченных производить социальные выплаты органов. Нарушения, допущенные этими органами, легко устранимы, так как лицо, требующее исполнения ими законодательства, не зависит от них. Тогда как работник зависим от работодателя и поэтому не всегда способен потребовать от него восстановления нарушенных прав. Органы социальной защиты лишены возможности улучшать положение людей в договорном порядке. Работодатель вправе улучшить положение работника по сравнению с законодательством в договорах о труде. Таким образом, в методе трудового права сочетаются императивно-договорные начала. Метод права социального обеспечения построен на императивных началах.

Таковы основные отличия трудового права от смежных отраслей права.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

§ 6. Отграничение псо от других отраслей права

Признавая самостоятельность той или иной отрасли права, необходимо отграничить

ее от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального

обеспечения такими являются трудовое, административное и финансовое право.

ПСО и трудовое право

Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними

общественные отношения. ПСО хотя и связывает определенные свои виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда. В ТК 2001 содержится глава « Государственное социальное страхование», которая предусматривает право работников на обеспечение пенсиями и пособиями по

государственному социальному страхованию.

ПСО и административное право

Отношения между различными органами гос. управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения составляют предмет административного права.

ПСО и финансовое право

Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных

государственных фондов — Пенсионного, Фонда социального страхования,

Государственного фонда занятости населения РФ, — не являются предметом права

социального обеспечения, а относятся к финансовому праву. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. 22.04.1998 (ред. 23.07.2007) был принят ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», закрепляющий правовой статус таких некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения.

Читайте так же:  Стороны гарантии

§ 7. Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли

принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на

подотрасли, институты, пединституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и

особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения,

«обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в

общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения,

входящие в предмет права социального обеспечения. К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект

регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия,

компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение,

льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий

делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери

кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на

подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

1. Раскройте понятие социального обеспечения.

2. Какие Вы знаете виды социального обеспечения?

3. Каково соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита»?

4. Перечислите основные функции социального обеспечения.

5. Раскройте понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Каков круг общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли

7. Каковы особенности метода права социального обеспечения?

8. В чем отличие права социального обеспечения от других отраслей права?

9. Какова система права социального обеспечения как отрасли права и как науки?

Раскройте структуру общей и особенной частей.

10. Какие существуют источники финансирования в социальном обеспечении?

Тема 2. ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов ПСО

§ 2. Понятие источников ПСО и их классификация

§ 3. Общая характеристика основных источников

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов ПСО

Возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы ( гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы. Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

ст. 4 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. (ред. 14.07.2008) определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

§ устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

§ всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

§ государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

§ государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

§ паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

§ обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

§ ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

§ обеспечение надзора и общественного контроля;

§ автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Классификация принципов по сфере действия:

§ общеправовые, свойственные всем отраслям права; (признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.)

§ межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права; (обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. — характерны для трудового, семейного, псо)

§ внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты

социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых

принципов непосредственно в нормах права. Так, в (ст. 5 ФЗ от 10.12. 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в РФ» ред. 23.07.2008) указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг н/л, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция

реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

§ каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

§ каждый работающий по найму подлежит обязательному гос. пенсионному страхованию;

Видео (кликните для воспроизведения).

§ каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

§ финансирование пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

§ средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ.

Читайте так же:  Постановление о детских пособиях

Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся

корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной

постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывается: «В

целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы

предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми

возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение

накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».

Введение накопительного механизма возможно при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности,

повышение уровня жизни, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения;

§ отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

Принципы ПСО-основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны,

характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-

разному формулируют отраслевые принципы:

В. Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

u связь обеспечения с трудом;

u обеспечение не только граждан, но и их семей;

u свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

u приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

u зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

u финансирование со за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

u дифференциация со в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

u универсальность и комплексность, т.е. гарантированность со при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

u осуществление со за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

u дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

u обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

u гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

u многообразие видов социального обеспечения;

u участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам со и защиты их прав.

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

Читайте так же:  Компенсационные выплаты работникам образования

2.3. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права

(3)Право социального обеспечения следует отграничивать также отгражданского правас учетом следующих положений.

Во-первых, содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

Во-вторых, для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон – достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определенные законодательством.

В-третьих, субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объеме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

В-четвертых, социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

1) в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

2) в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

3) в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) в специфике субъектного состава.

(1)Проблема взаимосвязи и взаимодействиятрудового права и права социального обеспеченияимеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву.

Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

1) социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

2) субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

3) правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определенного возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

4) социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

5) трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

6) субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, т.к. права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;


7) для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наемного работника.

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое (1), административное (2) и гражданское (3) право.

Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение [1] .

Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

Функции права социального обеспечения

  1. Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  2. Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  3. Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  4. Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  6. Духовно-идеологическая.
  7. Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации [4] .
Читайте так же:  Оформление инвалидности пожилому человеку

Принципы права социального обеспечения

  1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы [5] .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: [6]

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Источники права социального обеспечения в России, просроченные.

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения [2] .

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения [2] .

Соотношение с другими отраслями права [18]

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

  • содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.
  • для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.
  • субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).
  • социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Характерные признаки права социального обеспечения

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

  1. в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
  2. в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
  3. в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
  4. в специфике субъектного состава.

Источники

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here