Правовой статус молодежи в праве социального обеспечения

Самое главное по теме: "Правовой статус молодежи в праве социального обеспечения" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Статья 7. Правовой статус молодежи

Статья 7. Правовой статус молодежи

Молодые граждане области обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Права молодых граждан осуществляются ими непосредственно и в полном объеме, за исключением случаев ограничения дееспособности по основаниям и в порядке, установленном федеральными законами.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод (дискриминация) молодых граждан по возрасту, кроме предусмотренных законом, влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

Равно не допускается и возложение на молодых граждан каких-либо дополнительных обязанностей по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Права молодых граждан гарантируются государством, а в случаях нарушения защита их прав осуществляется в установленном порядке.

Принудительные меры, в том числе воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, осуществляются в строго установленном законом порядке.

>
Правовое положение молодежных и детских объединений
Содержание
Закон Тюменской области от 6 февраля 1997 г. N 72 «О молодежной политике в Тюменской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18838005/e88847e78ccd9fdb54482c7fa15982bf/

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Статус правовой молодежи

Статус правовой молодежи — положение молодежи в обществе, закрепленное нормами права. Хотя статус правовой молодежи связан с юридической категорией правового статуса, его отнесение к сфере права дискуссионно, поскольку субъектом данного правоотношения выступает юридически неопределенное лицо. В российской правовой системе нет однозначного понятия «молодежь» и, соответственно, с ним не связаны нормы, которыми необходимо руководствоваться в правоприменении. В актах законодательства правовая трактовка молодежи ведется через определение соответствующих атрибутов молодого человека (как физического лица), иначе говоря, молодежь как коллективный субъект права в российском законодательстве не фигурирует, даже когда в ряде законов субъектов РФ декларируется установление статуса правового молодежи. Таким образом, статус правовой молодежи — не правовой, а социологический термин, в юридическом контексте возможно говорить о правовом статусе молодого человека (гражданина), правовом статусе молодежного общественного объединения и т. д.

Проблемы статуса правового молодежи в аспекте социологии молодежи исследовали И. М. Ильинский, В. А. Луков, Г. М. Миньковский, Д. Р. Поллыева, В. А. Родионов, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др. Тематика статуса правового молодежи отражена в государственных докладах о положении молодежи.

Лит.: Чупров, В. И., Соловьев, М. В. (1992) Положение молодежи России в структуре власти. М. 68 с.; Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год (2003) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Логос. 144 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. Л., Певцова, Е. А. (2009) Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации. Сравнительный социолого-правовой анализ. М. : Русское слово. 176 с.; Певцова, Е. А. (2012) Правовое регулирование труда и занятости молодежи. М. : Academia. 224 с.

http://soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/311-status-pravovoy.html

Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации Шашенков Андрей Алексеевич

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шашенков Андрей Алексеевич. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-12/1331

Содержание к диссертации

Глава I. Международные и внутригосударственные —правовые стандарты обеспечения прав молодежи

L Понятие «молодежь» и его толкование в праве — 13 —

2. Конституционно-правовое положение человека и гражданина: молодежный аспект

3, Личные конституционные права молодежи — 48 —

4, Экономические, политические и культурные конституционные права молодежи

5, Международные стандарты обеспечения прав молодежи

Глава II. Правовое регулирование государственной -молодежной политики

1. Основные этапы становления государственной молодежной политики

2. Федеральное законодательство в сфере государственной молодежной политики

3. Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики

Список использованных нормативных правовых актов и научной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации (ст. 2) гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение н защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Следовательно, реализация данного положения Конституции требует планомерного усиления правовой защиты человека и гражданина, создания гарантий обеспечивающих равные возможности по реализации прав и свобод для всех категорий населения и исключающих дискриминацию любого рода, в том числе по мотивам возраста.

Организация Объединенных Наций также предусматривает обязанность государства поощрять и защищать права человека и основные свободы и обеспечивать молодежи возможность пользоваться ими в полной мере, прилагать все возможные усилия для выработки молодежной политики, учитывать законные интересы молодежи во всех процессах планирования и принятия государственных решений . Российская Федерация, как член ООН, обязана выполнять международные обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этой организацией, внедрять международные стандарты обеспечения прав молодежи в России.

Сегодня молодежь составляет значительную часть всего трудоспособного населения страны и принимает активное участие в государственном строительстве. Ее численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года составила более 36,0 млн. человек, а ее доля от общей численности населения — свыше 25% . ООН признает, что молодежь

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — № 237.

2 См.: Резолюция 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — 26 января 2004 года. —
A/RES/58/133. — Original: English. — С, 1

3 См.: Итоги Всероссийской переписи населения // Российская газета. — 2004. — № 65
(3442).

является как одним из основных людских ресурсов, необходимых для целей развития, так и одним из главных проводников социальных преобразований, экономического развития и технического прогресса.

Проведенный диссертантом анализ состояния нормативной правовой базы Российской Федерации, определяющий конституционно-правовое положение молодежи, рассмотрение ее конституционных прав подтверждает необходимость совершенствования законодательства в данной сфере- Назрела потребность в усилении правового обеспече?тия государственной молодежной политики, усовершенствовании механизма ее реализации, а также изучение и анализ международно-правовых стандартов и механизмов обеспечения прав молодежи. Требуют серьезной научной проработки вопросы закрепления в законодательстве юридических гарантий по обеспечению прав молодежи, особенно в сфере образования, занятости, участия в управлении делами государства, защиты жизни и здоровья, обеспечения жилищных прав, прав молодых родителей, исполнения конституционной обязанности по защите Отечества, Нуждаются в научном осмыслении комплекс новых для юридической науки проблем, связанных с определением положения представителей молодежи в системе прав и свобод человека и гражданина, а также такие понятия, как «молодежь» и «государственная молодежная политика».

Читайте так же:  Почему не дали пенсию мвд в кузбассе

Степень научной разработанности темы. Настоящее исследование выполнено на основе изучения научно-монографического материала советских и российских авторов, среди которых СВ. Алсщенок, В.Н. Бо-ряза, КХЕ. Булатецкий, ЮТ. Волков, С.Н. Иконников, И.М. Ильинский, В.К. Криворученко, Н.М, Курилин, В.А. Луков, А.Н. Нечаева, В.В- Нехаев, ТТ. Нехаева, В.М. Оробец, Л.М. Прозументов, В,А. Родионов, Е.Г, Слуцкий, О-В. Татаринова, А.А. Яшин и др., а также работ зарубежных ученых. В этих научных трудах исследованы вопросы защиты прав отдельных категорий молодежи (студентов, инвалидов и т.д.); правового положения несовершеннолетних (применительно к гражданскому зако-

нодательству); преступности среди несовершеннолетних, ее причин и путей преодоления; конституционно-правового регулирования труда молодежи в условиях формирования рыночных отношений; социальной защиты молодежи; государственной молодежной политики; охраны прав несовершеннолетних; возрастных ограничений в российском законодатель-стве, а также формирования ювенального права в российской системе права.

Проведенному в исследовании анализу и полученным выводам способствовали труды таких специалистов в области конституционного права, как СА. Авакьян, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Н.Е. Борисова, Б.А-Булаевский, A3. Васильев, Л.Д. Воеводин, СВ. Вышкина, ПЛ Глушенко, Ю.А. Дмитриев, Н.Ю. Евилова, СВ. Захаров, СП, Иваненков, В.Г Игнатов, Э.Ш. Камалдинова, JLC Каневская, Б.И. Карилбаев, Н.И. Крюков, MP. Кулиев, А.Ж, Кусжанова, СЕ. Кутафин, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Г.Н. Манов, Ж.Х. Македонская, Т.Д. Матвеева, А.А. Мерцалов, Л.Н. Мигунов, Е.Н. Микитова, Н.А. Морозова, ИЛ. Мосякин, В.С Нер-сесянц, В.В. Павловский, О А. Слипченко, К.Б, Толкачев и др.

Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои исследования вопросам конституционно-правового положения человека и гражданина, и отдельным вопросам правового положения молодежи, комплексные исследования конституционно-правового положения молодежи не проводились.

Цель работы — комплексное исследование конституционно-правового положения молодежи, вопросов защиты и обеспечения ее прав, а также реальных возможностей для практического использования конституционных прав представителями молодежи.

анализ нормативных правовых актов, регламентирующих конституционно-правовое положение молодежи;

исследование конституционных прав молодежи;

выделение ключевых прав и сфер жизнедеятельности молодежи;

анализ международно-правовых стандартов обеспечения прав молодежи;

выявление необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего конституционно-правовое положение молодежи;

— анализ правовых основ государственной молодежной политики
в Российской Федерации;

внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

Объект диссертационного исследования — общественные отношения в сфере установления и регулирования конституционно-правового положения молодежи.

Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регламентирующие конституционно-правовое положение молодежи, степень их разработанности, состояние и пути развития.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход к анализу различных аспектов конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. Данный подход применялся с учетом особенностей личности, характерных для молодежного возраста.

Системный подход обусловил использование различных методов:

интегральный метод призван представить теоретико-правовое понимание особенностей конституционно-правового положения молодежи в Российской Федерации;

нормативный метод применяется для определения основ конституционно-правового положения молодежи в Российской Федерации;

— теоретико-практический метод применялся при исследовании международных и внутригосударственных гарантий обеспечения прав молодежи.

Вместе с перечисленными выше методами в исследовании применялись такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, статистический и другие. Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к сложным вопросам конституционного права Российской Федерации, но и к актуальным взаимоотношениям государства и личности. Это позволило обосновать теоретическое понимание особенностей конституционно-правового положения молодежи, проанализировать международные и внутригосударственные стандарты обеспечения прав молодежи.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации; международные договоры, участником которых является Российская Федерация, в частности Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации; Указы Президента Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1015 Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации

http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/konstitucionno-pravovoe-polozhenie-molodezhi-v-rossijskoj-federacii.html

Молодежь как субъект правовых отношений

Дата публикации: 16.10.2017 2017-10-16

Статья просмотрена: 957 раз

Библиографическое описание:

Шайхетдинов М. А. Молодежь как субъект правовых отношений // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/archive/175/45985/ (дата обращения: 12.03.2020).

За все время существования человеческого социума молодежь всегда выделялась как обособленная часть общества, обладающая рядом присущих только ей характеристик. Молодежь как социальная группа является субъектом общественных отношений, а следовательно, и правовых.

Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодежи в мире сократится. В некоторых регионах и странах не будет хватать людей, вступающих в пору зрелости. По данным Росстата, молодежь сегодня составляет 23.3 % от общей численности населения страны [4, с. 8–9], в то время как в 2002 г. на нее приходилось 24 %. Эти данные позволяют говорить, что с учетом Всероссийской переписи населения 2010 г. количество молодежи в России уменьшилось как абсолютно, так и в процентном отношении к общему количеству населения нашей страны. Тем не менее молодые граждане составляют значительную часть населения России.

Молодежь — это ресурс и потенциал социально-экономического развития любой территории, поэтому одной из основных задач государственной политики Российской Федерации должно являться создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества.

Правовое государство призвано обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, особенно молодой, формирующейся, личности, оптимизировать ее созидательные мотивы, гармонизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости.

Значительные проблемы для формирования теории правового регулирования государственной молодежной политики и развития российского законодательства создает отсутствие в действующей Конституции Российской Федерации термина «молодежь» и образованных на его основе словосочетаний.

Говоря о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, однако понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества.

Читайте так же:  Субсидия на возмещение затрат на строительство

Для определения понятия «молодежь» необходимо проанализировать понятия, данные в различных теориях.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [7, с. 32]. С позиции современной социологии, данное определение неточно в том отношении, что процесс социализации проходит в течение всей жизни человека и особенно интенсивно — в раннем детстве. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств».

На Западе придерживаются в основном психологического подхода к пониманию молодежи [2, с. 4]. Английский ученый Саймон Фрис в работе «Социология молодежи» выделяет два критерия этого понятия: первый — переход от детства к взрослости и второй — переход от безответственности к ответственности в поведении. Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале от 13–14 до 25–35 лет. При этом различные страны используют разные концепции и подходы: в Англии и Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0–25 лет. Такой подход имеет как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, обеспечивается тесное взаимодействие детской и молодежной политики; с другой стороны, появляется возможность неравномерного распределения усилий между этими сферами.

В юридической литературе обсуждается вопрос о том, что молодежь — это категория населения от 14 до 30 лет, обладающим конституционно-правовым статусом.

Правоведами различаются несколько видов правового статуса личности, но наиболее существенное значение имеют следующие виды: а) общий (конституционный); б) индивидуальный статус; в) специальный (родовой).

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией Российской Федерации, является единым и одинаковым для всех. Его особенности выражаются в следующих элементах: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) гражданство; г) юридическая ответственность.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейный статус, работа). Данный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (депутатов, учителей, рабочих, пенсионеров, студентов и пр.). По мнению Н. В. Бутусовой, роль данной классификации очевидна — способствовать уяснению особенностей правовых статусов различных категорий лиц в целях создания системы гарантий их реализации [1, с. 56].

Специальный, родовой статус личности следует рассматривать через особенности положения отдельной категории населения — молодежи, которая обладает основным отличительным признаком — возрастом от 14 до 30 лет.

Различные авторы дают свои границы молодежному возрасту: по возрастной классификации, представленной В. В. Павловским, выделяются 4 группы: 14–16 лет — подростки (характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития); 17–19 лет — юношество, начинается процесс социализации, расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20–24 года — молодежь, студенты и молодые, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25–30 лет — старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни [5, с. 34].

Выделение категории «молодежи» по признаку возраста в целом направлено на компенсацию возрастного неравенства молодежи путем предоставления ей государственной поддержки в ряде сфер общественной жизни.

От отрезка жизненного времени, который охватывает понятием возрастной группы «молодежь», зависит выбор путей во взрослой жизни, с его учетом человек формирует свое положение во всех сообществах социума, гражданского общества и политической системы. Он оказывает влияние на выбор профессионального, семейного, социального, духовного положения личности, на формирование принципов и устоев ее морали, нравственности.

Возрастные границы устанавливают размеры дееспособности гражданина, моменты появления у молодого человека обязательства нести юридическую ответственность и помимо этого способности понимать значение своих собственных поступков и давать им оценку.

Видео (кликните для воспроизведения).

В законодательстве Российской Федерации понятие «молодежь» закреплено в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г».. В соответствии с ним, молодежь — это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 и более лет» [6].

Определение молодежи и ее возраста формулируется федеральным и региональным законодательством в целях предоставления конкретных мер поддержки на основании целевых программ, причем такие программы могут быть ориентированы как на всех лиц в возрасте от 14 до 30 лет (например, программы поддержки молодых семей в жилищной сфере), так и на конкретную часть молодежи (несовершеннолетние, выпускники, молодые специалисты). Последнее обстоятельство не может автоматически рассматриваться как дискриминация тех групп молодежи, возраст которых не соответствует возрасту участия в программе.

С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что статус молодежи — это особое правовое состояние отдельной категории физических лиц, характеризующихся следующими признаками: возрастом; формирующимся организмом; совпадением основных конституционных обязанностей с другими категориями граждан; дополнительными гарантиями в трудовой, жилищной и медицинской сфере; ограничением прав молодежи в гражданских и семейных правоотношениях; смягчением уголовной ответственности.

  1. Бутусова Н. В. Конституционно-правовой статус российского государства. — М.: Изд-во Московского гос. ун-та; Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. — 376 с.
  2. Жирнов А. А. Молодость как социокультурный феномен: Автореферат дис. … канд. культурологии. — Шуя, 2011. — 24 с.
  3. Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  4. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: Статистика России, 2010. — 166 с.
  5. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М.: Академический проект, 2001. — 304 с.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. (ред. 26.01.2017 г.) № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 50. — Ст. 7185.
  7. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996 — С. — 460 с.
Читайте так же:  Единовременное детское пособие

http://moluch.ru/archive/175/45985/

Статья 7. Правовой статус молодежи

Статья 7. Правовой статус молодежи

Молодые граждане области обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Права молодых граждан осуществляются ими непосредственно и в полном объеме, за исключением случаев ограничения дееспособности по основаниям и в порядке, установленном федеральными законами.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод (дискриминация) молодых граждан по возрасту, кроме предусмотренных законом, влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

Равно не допускается и возложение на молодых граждан каких-либо дополнительных обязанностей по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Права молодых граждан гарантируются государством, а в случаях нарушения защита их прав осуществляется в установленном порядке.

Принудительные меры, в том числе воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, осуществляются в строго установленном законом порядке.

>
Правовое положение молодежных и детских объединений
Содержание
Закон Тюменской области от 6 февраля 1997 г. N 72 «О молодежной политике в Тюменской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18838005/e88847e78ccd9fdb54482c7fa15982bf/

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Статус правовой молодежи

Статус правовой молодежи — положение молодежи в обществе, закрепленное нормами права. Хотя статус правовой молодежи связан с юридической категорией правового статуса, его отнесение к сфере права дискуссионно, поскольку субъектом данного правоотношения выступает юридически неопределенное лицо. В российской правовой системе нет однозначного понятия «молодежь» и, соответственно, с ним не связаны нормы, которыми необходимо руководствоваться в правоприменении. В актах законодательства правовая трактовка молодежи ведется через определение соответствующих атрибутов молодого человека (как физического лица), иначе говоря, молодежь как коллективный субъект права в российском законодательстве не фигурирует, даже когда в ряде законов субъектов РФ декларируется установление статуса правового молодежи. Таким образом, статус правовой молодежи — не правовой, а социологический термин, в юридическом контексте возможно говорить о правовом статусе молодого человека (гражданина), правовом статусе молодежного общественного объединения и т. д.

Проблемы статуса правового молодежи в аспекте социологии молодежи исследовали И. М. Ильинский, В. А. Луков, Г. М. Миньковский, Д. Р. Поллыева, В. А. Родионов, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др. Тематика статуса правового молодежи отражена в государственных докладах о положении молодежи.

Лит.: Чупров, В. И., Соловьев, М. В. (1992) Положение молодежи России в структуре власти. М. 68 с.; Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год (2003) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Логос. 144 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. Л., Певцова, Е. А. (2009) Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации. Сравнительный социолого-правовой анализ. М. : Русское слово. 176 с.; Певцова, Е. А. (2012) Правовое регулирование труда и занятости молодежи. М. : Academia. 224 с.

http://soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/311-status-pravovoy.html

Молодежь как субъект правовых отношений

Дата публикации: 16.10.2017 2017-10-16

Статья просмотрена: 957 раз

Библиографическое описание:

Шайхетдинов М. А. Молодежь как субъект правовых отношений // Молодой ученый. — 2017. — №41. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/archive/175/45985/ (дата обращения: 12.03.2020).

За все время существования человеческого социума молодежь всегда выделялась как обособленная часть общества, обладающая рядом присущих только ей характеристик. Молодежь как социальная группа является субъектом общественных отношений, а следовательно, и правовых.

Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодежи в мире сократится. В некоторых регионах и странах не будет хватать людей, вступающих в пору зрелости. По данным Росстата, молодежь сегодня составляет 23.3 % от общей численности населения страны [4, с. 8–9], в то время как в 2002 г. на нее приходилось 24 %. Эти данные позволяют говорить, что с учетом Всероссийской переписи населения 2010 г. количество молодежи в России уменьшилось как абсолютно, так и в процентном отношении к общему количеству населения нашей страны. Тем не менее молодые граждане составляют значительную часть населения России.

Молодежь — это ресурс и потенциал социально-экономического развития любой территории, поэтому одной из основных задач государственной политики Российской Федерации должно являться создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества.

Правовое государство призвано обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, особенно молодой, формирующейся, личности, оптимизировать ее созидательные мотивы, гармонизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости.

Значительные проблемы для формирования теории правового регулирования государственной молодежной политики и развития российского законодательства создает отсутствие в действующей Конституции Российской Федерации термина «молодежь» и образованных на его основе словосочетаний.

Говоря о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, однако понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества.

Для определения понятия «молодежь» необходимо проанализировать понятия, данные в различных теориях.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [7, с. 32]. С позиции современной социологии, данное определение неточно в том отношении, что процесс социализации проходит в течение всей жизни человека и особенно интенсивно — в раннем детстве. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств».

На Западе придерживаются в основном психологического подхода к пониманию молодежи [2, с. 4]. Английский ученый Саймон Фрис в работе «Социология молодежи» выделяет два критерия этого понятия: первый — переход от детства к взрослости и второй — переход от безответственности к ответственности в поведении. Современные возрастные границы понятия «молодежь», принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале от 13–14 до 25–35 лет. При этом различные страны используют разные концепции и подходы: в Англии и Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0–25 лет. Такой подход имеет как позитивную, так и негативную сторону. С одной стороны, обеспечивается тесное взаимодействие детской и молодежной политики; с другой стороны, появляется возможность неравномерного распределения усилий между этими сферами.

Читайте так же:  Министр мвд россии

В юридической литературе обсуждается вопрос о том, что молодежь — это категория населения от 14 до 30 лет, обладающим конституционно-правовым статусом.

Правоведами различаются несколько видов правового статуса личности, но наиболее существенное значение имеют следующие виды: а) общий (конституционный); б) индивидуальный статус; в) специальный (родовой).

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией Российской Федерации, является единым и одинаковым для всех. Его особенности выражаются в следующих элементах: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) гражданство; г) юридическая ответственность.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейный статус, работа). Данный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (депутатов, учителей, рабочих, пенсионеров, студентов и пр.). По мнению Н. В. Бутусовой, роль данной классификации очевидна — способствовать уяснению особенностей правовых статусов различных категорий лиц в целях создания системы гарантий их реализации [1, с. 56].

Специальный, родовой статус личности следует рассматривать через особенности положения отдельной категории населения — молодежи, которая обладает основным отличительным признаком — возрастом от 14 до 30 лет.

Различные авторы дают свои границы молодежному возрасту: по возрастной классификации, представленной В. В. Павловским, выделяются 4 группы: 14–16 лет — подростки (характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития); 17–19 лет — юношество, начинается процесс социализации, расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20–24 года — молодежь, студенты и молодые, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25–30 лет — старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни [5, с. 34].

Выделение категории «молодежи» по признаку возраста в целом направлено на компенсацию возрастного неравенства молодежи путем предоставления ей государственной поддержки в ряде сфер общественной жизни.

От отрезка жизненного времени, который охватывает понятием возрастной группы «молодежь», зависит выбор путей во взрослой жизни, с его учетом человек формирует свое положение во всех сообществах социума, гражданского общества и политической системы. Он оказывает влияние на выбор профессионального, семейного, социального, духовного положения личности, на формирование принципов и устоев ее морали, нравственности.

Возрастные границы устанавливают размеры дееспособности гражданина, моменты появления у молодого человека обязательства нести юридическую ответственность и помимо этого способности понимать значение своих собственных поступков и давать им оценку.

В законодательстве Российской Федерации понятие «молодежь» закреплено в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г».. В соответствии с ним, молодежь — это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 и более лет» [6].

Определение молодежи и ее возраста формулируется федеральным и региональным законодательством в целях предоставления конкретных мер поддержки на основании целевых программ, причем такие программы могут быть ориентированы как на всех лиц в возрасте от 14 до 30 лет (например, программы поддержки молодых семей в жилищной сфере), так и на конкретную часть молодежи (несовершеннолетние, выпускники, молодые специалисты). Последнее обстоятельство не может автоматически рассматриваться как дискриминация тех групп молодежи, возраст которых не соответствует возрасту участия в программе.

С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что статус молодежи — это особое правовое состояние отдельной категории физических лиц, характеризующихся следующими признаками: возрастом; формирующимся организмом; совпадением основных конституционных обязанностей с другими категориями граждан; дополнительными гарантиями в трудовой, жилищной и медицинской сфере; ограничением прав молодежи в гражданских и семейных правоотношениях; смягчением уголовной ответственности.

  1. Бутусова Н. В. Конституционно-правовой статус российского государства. — М.: Изд-во Московского гос. ун-та; Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. — 376 с.
  2. Жирнов А. А. Молодость как социокультурный феномен: Автореферат дис. … канд. культурологии. — Шуя, 2011. — 24 с.
  3. Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  4. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: Статистика России, 2010. — 166 с.
  5. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М.: Академический проект, 2001. — 304 с.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. (ред. 26.01.2017 г.) № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 50. — Ст. 7185.
  7. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996 — С. — 460 с.

http://moluch.ru/archive/175/45985/

Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации Шашенков Андрей Алексеевич

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шашенков Андрей Алексеевич. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-12/1331

Содержание к диссертации

Глава I. Международные и внутригосударственные —правовые стандарты обеспечения прав молодежи

L Понятие «молодежь» и его толкование в праве — 13 —

2. Конституционно-правовое положение человека и гражданина: молодежный аспект

3, Личные конституционные права молодежи — 48 —

4, Экономические, политические и культурные конституционные права молодежи

5, Международные стандарты обеспечения прав молодежи

Глава II. Правовое регулирование государственной -молодежной политики

1. Основные этапы становления государственной молодежной политики

2. Федеральное законодательство в сфере государственной молодежной политики

3. Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики

Список использованных нормативных правовых актов и научной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации (ст. 2) гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение н защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Следовательно, реализация данного положения Конституции требует планомерного усиления правовой защиты человека и гражданина, создания гарантий обеспечивающих равные возможности по реализации прав и свобод для всех категорий населения и исключающих дискриминацию любого рода, в том числе по мотивам возраста.

Читайте так же:  Время входящее в общий трудовой стаж

Организация Объединенных Наций также предусматривает обязанность государства поощрять и защищать права человека и основные свободы и обеспечивать молодежи возможность пользоваться ими в полной мере, прилагать все возможные усилия для выработки молодежной политики, учитывать законные интересы молодежи во всех процессах планирования и принятия государственных решений . Российская Федерация, как член ООН, обязана выполнять международные обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этой организацией, внедрять международные стандарты обеспечения прав молодежи в России.

Сегодня молодежь составляет значительную часть всего трудоспособного населения страны и принимает активное участие в государственном строительстве. Ее численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года составила более 36,0 млн. человек, а ее доля от общей численности населения — свыше 25% . ООН признает, что молодежь

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — № 237.

2 См.: Резолюция 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — 26 января 2004 года. —
A/RES/58/133. — Original: English. — С, 1

3 См.: Итоги Всероссийской переписи населения // Российская газета. — 2004. — № 65
(3442).

является как одним из основных людских ресурсов, необходимых для целей развития, так и одним из главных проводников социальных преобразований, экономического развития и технического прогресса.

Проведенный диссертантом анализ состояния нормативной правовой базы Российской Федерации, определяющий конституционно-правовое положение молодежи, рассмотрение ее конституционных прав подтверждает необходимость совершенствования законодательства в данной сфере- Назрела потребность в усилении правового обеспече?тия государственной молодежной политики, усовершенствовании механизма ее реализации, а также изучение и анализ международно-правовых стандартов и механизмов обеспечения прав молодежи. Требуют серьезной научной проработки вопросы закрепления в законодательстве юридических гарантий по обеспечению прав молодежи, особенно в сфере образования, занятости, участия в управлении делами государства, защиты жизни и здоровья, обеспечения жилищных прав, прав молодых родителей, исполнения конституционной обязанности по защите Отечества, Нуждаются в научном осмыслении комплекс новых для юридической науки проблем, связанных с определением положения представителей молодежи в системе прав и свобод человека и гражданина, а также такие понятия, как «молодежь» и «государственная молодежная политика».

Степень научной разработанности темы. Настоящее исследование выполнено на основе изучения научно-монографического материала советских и российских авторов, среди которых СВ. Алсщенок, В.Н. Бо-ряза, КХЕ. Булатецкий, ЮТ. Волков, С.Н. Иконников, И.М. Ильинский, В.К. Криворученко, Н.М, Курилин, В.А. Луков, А.Н. Нечаева, В.В- Нехаев, ТТ. Нехаева, В.М. Оробец, Л.М. Прозументов, В,А. Родионов, Е.Г, Слуцкий, О-В. Татаринова, А.А. Яшин и др., а также работ зарубежных ученых. В этих научных трудах исследованы вопросы защиты прав отдельных категорий молодежи (студентов, инвалидов и т.д.); правового положения несовершеннолетних (применительно к гражданскому зако-

нодательству); преступности среди несовершеннолетних, ее причин и путей преодоления; конституционно-правового регулирования труда молодежи в условиях формирования рыночных отношений; социальной защиты молодежи; государственной молодежной политики; охраны прав несовершеннолетних; возрастных ограничений в российском законодатель-стве, а также формирования ювенального права в российской системе права.

Проведенному в исследовании анализу и полученным выводам способствовали труды таких специалистов в области конституционного права, как СА. Авакьян, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Н.Е. Борисова, Б.А-Булаевский, A3. Васильев, Л.Д. Воеводин, СВ. Вышкина, ПЛ Глушенко, Ю.А. Дмитриев, Н.Ю. Евилова, СВ. Захаров, СП, Иваненков, В.Г Игнатов, Э.Ш. Камалдинова, JLC Каневская, Б.И. Карилбаев, Н.И. Крюков, MP. Кулиев, А.Ж, Кусжанова, СЕ. Кутафин, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Г.Н. Манов, Ж.Х. Македонская, Т.Д. Матвеева, А.А. Мерцалов, Л.Н. Мигунов, Е.Н. Микитова, Н.А. Морозова, ИЛ. Мосякин, В.С Нер-сесянц, В.В. Павловский, О А. Слипченко, К.Б, Толкачев и др.

Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои исследования вопросам конституционно-правового положения человека и гражданина, и отдельным вопросам правового положения молодежи, комплексные исследования конституционно-правового положения молодежи не проводились.

Цель работы — комплексное исследование конституционно-правового положения молодежи, вопросов защиты и обеспечения ее прав, а также реальных возможностей для практического использования конституционных прав представителями молодежи.

анализ нормативных правовых актов, регламентирующих конституционно-правовое положение молодежи;

исследование конституционных прав молодежи;

выделение ключевых прав и сфер жизнедеятельности молодежи;

анализ международно-правовых стандартов обеспечения прав молодежи;

выявление необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего конституционно-правовое положение молодежи;

— анализ правовых основ государственной молодежной политики
в Российской Федерации;

внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

Объект диссертационного исследования — общественные отношения в сфере установления и регулирования конституционно-правового положения молодежи.

Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регламентирующие конституционно-правовое положение молодежи, степень их разработанности, состояние и пути развития.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход к анализу различных аспектов конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. Данный подход применялся с учетом особенностей личности, характерных для молодежного возраста.

Системный подход обусловил использование различных методов:

интегральный метод призван представить теоретико-правовое понимание особенностей конституционно-правового положения молодежи в Российской Федерации;

нормативный метод применяется для определения основ конституционно-правового положения молодежи в Российской Федерации;

— теоретико-практический метод применялся при исследовании международных и внутригосударственных гарантий обеспечения прав молодежи.

Вместе с перечисленными выше методами в исследовании применялись такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, статистический и другие. Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к сложным вопросам конституционного права Российской Федерации, но и к актуальным взаимоотношениям государства и личности. Это позволило обосновать теоретическое понимание особенностей конституционно-правового положения молодежи, проанализировать международные и внутригосударственные стандарты обеспечения прав молодежи.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации; международные договоры, участником которых является Российская Федерация, в частности Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации; Указы Президента Российской Федерации; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1015 Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/konstitucionno-pravovoe-polozhenie-molodezhi-v-rossijskoj-federacii.html

Правовой статус молодежи в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here