Право социального обеспечения несовершеннолетних

Самое главное по теме: "Право социального обеспечения несовершеннолетних" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 6 пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 настоящего Федерального закона.

4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

ГАРАНТ:

См. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N 4

5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. N 25

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53

См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «центр экстренной психологической помощи по телефону», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в подпункт 3 пункта 5 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

Читайте так же:  Какие нужны документы чтобы получить единовременное пособие

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) вызывать представителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 7 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Читайте так же:  Расчет пенсии советский стаж год

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 117 ;

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

 ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

 дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

 жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

 помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

 при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Нарушение и защита прав несовершеннолетних

Если ребенок оказывается в бедственном положении, прокурор инициирует судебное разбирательство, в ходе которого лица, нарушающие права ребенка, могут быть лишены родительских прав, отстранены от совместного проживания с ребенком или аннулированы в праве опекунства или усыновления. Особенно сложными бывают дела о злоупотреблении родителей своими родительскими правами, а также алкоголем и наркотическими средствами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос защиты прав ребенка существенно осложняется тем, что дети сами крайне редко обращаются за помощью, даже при серьезных нарушениях их прав. Это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в детском воспитательном учреждении. В связи с этим взрослые граждане должны исключительно ответственно подходить к вопросам защиты интересов ребенка, а также сообщать о любых случаях несоблюдения интересов несовершеннолетних.

КАКИЕ ПРАВА ИМЕЕТ РЕБЕНОК В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ?

Ответ: в соответствии с нормами действующего законодательства РФ ребенок обладает следующими правами в области социального обеспечения:

— на получение пенсий, пособий, социально-бытовых льгот со стороны государства при наличии законных оснований;

— на получение пенсии по случаю потери кормильца;

— дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, — на получение социальной пенсии;

— ежемесячные пособия в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

2.4 Социальная защита детей и подростков

В Конституции Российской Федерации 1993 г. провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17, ч. 1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закрепленная в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка нацелена на изменение, обновление, усовершенствование национального законодательства в соответствии с ее принципами и нормами. О пристальном внимании законодательных и исполнительных органов власти России к реализации Конвенции свидетельствуют многочисленные нормативные акты последних лет, в которых находит конкретное воплощение идея защиты прав ребенка.

В период с 1993 г. принято более ста нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.

24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 30.06.2007). Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, вводятся понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребенка», «социальная реабилитация ребенка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст. 1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст. 4).

Один из факторов, определяющих состояние здоровья детей и подростков, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, — здоровое и полноценное питание.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (ред. от 30.06.2007) предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдения ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Читайте так же:  Социальная пенсия новый закон

Так, например, по поручению прокуратуры Пушкинского района управлением по Пушкинскому району комитета финансов Санкт-Петербурга проведена выборочная документальная проверка расходования бюджетных средств, использованных на организацию питания в 2006-2007 учебном году о ГОУ N 459 Пушкинского района, в ходе которой выявлены нарушения при организации питания, а том числе необоснованное расходование 123,7 тыс. руб. бюджетных средств, обусловленные невыполнением основных требований нормативно-правовых актов и отсутствием контроля за организацией питания школьников как со стороны директора ГОУ и ответственного за питание, так и со стороны отдела образования администрации Пушкинского района.

В соответствии с п. 2.14 Постановления правительства Санкт-Петербурга от 22 апреля 2006 г N 1127 «Об организации питания школьников и требованиях к ассортименту и качеству продуктов режим работы школьной столовой должен соответствовать режиму работы государственного образовательного учреждения (5 или 6 дней)

Распоряжением комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 июля 2004 г N 335-р (п. 3.3) утверждено Положение о порядке организации питания школьников на бесплатной основе и выплате денежной компенсации вместо питания, предоставляемого на бесплатной основе, которым предусмотрено, что бесплатное питание предоставляется школьникам в дни посещения образовательного учреждения, в том числе во время проведения мероприятий за пределами образовательного учреждения в рамках образовательного процесса

Несоблюдение норм Положения выявлено в школах Выборгского района, учащиеся которых, имеющие право на предоставление бесплатного питания, по субботним (учебным) дням им не обеспечиваются.

Результаты прокурорских проверок, а также многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ежегодно выявляемые в деятельности государственных образовательных учреждений специалистами Роспотребнадзора и управления социального питания Санкт-Петербурга, свидетельствуют о пренебрежительном, халатном отношении руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений к соблюдению установленных санитарных правил и норм, о невыполнении должностных обязанностей, возложенных на них законом.

Несоблюдение требований законодательства, обязательных для руководителей детских учреждений, влечет за собой нарушение прав детей на жизнедеятельность в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

В октябре 2006 г прокуратурой Фрунзенского района возбуждено уголовное дало по признакам преступления, предусмотренного ч 1 ст 236 УК РФ. по факту заражения сальмонеллезом 39 воспитанников и 4 сотрудников ГДОУ N 103 В ходе предварительного следствия установлено, что в детском саду нарушался санитарно-эпидемиологический режим, в той числе при обработке и приготовлении яиц

В защиту пострадавших несовершеннолетних воспитанников детского сада к ГДОУ N 103 в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор района во Фрунзенский районный суд предъявил 28 исковых заявлений о возмещении морального и материального вреда, причиненного их здоровью.

Факт массового инфекционного заболевания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, не единичен.

Так, в период с 14 по 16 сентября 2007 г. зарегистрировано 15 случаев острой кишечной инфекции среди детей, обучающихся в ГОУ N 38 Приморского района, трое из которых были госпитализированы. Проверка состояния санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенная прокурором района, вскрыла многочисленные нарушения- несоблюдение режим» маркировки разделочного и уборочного инвентаря, хранения продуктов, обработки яиц, несоблюдение поточности технологических процессов при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий и т.д. К работе с продуктами питания были допущены работники пищеблока без прохождения полного медицинского обследования при отсутствии сведений о профилактических прививках.

Бактерии группы кишечной палочки, способные вызвать массовые кишечные заболевания, обнаружены на предметах, используемых для готовой продукции, в ГОУ N 530 и N 403 Пушкинского района.

Для совершенствования законодательства в сфере социальной защиты детей и подростков необходимо:

1. Принять меры воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим обязанность по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Изменить ч. 3 п.1 ст.121 СК, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства.

3. Создать в системе МВД специализированные подразделения по делам несовершеннолетних, закрепив за ними функцию по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Внести поправки в Положение о КДН (1967г.). (Последние поправки были внесены в 1985г.)

Можно отметить, что все формы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, законодательство предусматривает в рамках деятельности органов опеки и попечительства, что требует более тщательной и современной регламентации этих структур. Возможно было бы включение в систему защиты интересов детей и других институтов, специально предназначенных для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Социальная защита несовершеннолетних

Права несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ :

Что касается имущественных прав несовершеннолетних детей, они определяются статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников. Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке. Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения. До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо. По достижении несовершеннолетнего 14-летнего возраста он согласно статьи 26 Гражданского Кодекса РФ может сам заключать имущественные сделки с письменного согласия своего представителя.

Важной особенностью является тот факт, что эмансипированные (освобожденные от родительской опеки) дети и несовершеннолетние, ранее вступившие в официальный брак, могут сами представлять свои интересы, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Как осуществляется защита прав ребенка?

В связи с тем, что довольно часто именно родители, которые по закону должны соблюдать права и представлять интересы своих детей, выступают нарушителями этих прав, законом предусмотрены и иные механизмы защиты прав несовершеннолетних. В частности, если интересы родителей и ребенка расходятся, в ситуацию должны вмешаться Органы опеки и попечительства, которые призваны защитить права ребенка на жизнь, здоровье, достойное содержание и воспитание. Как уже упоминалось выше, в качестве основного механизма защиты в законодательстве указано обращение самого ребёнка за помощью, однако чаще всего Органы опеки и попечительства получают информацию о нарушении прав детей от третьих лиц. Это могут быть педагоги, воспитатели, соседи, родственники и знакомые семьи. На любое подобное обращение Органы опеки и попечительства обязаны отреагировать и проверить положение дел в семье.

Читайте так же:  Ветеран боевых действий льготы отпуск

В случаях, когда нарушения прав ребенка касаются жестокого обращения и нарушения его половой неприкосновенности, Органы опеки и попечительства тесно взаимодействуют с представителями органов внутренних дел, прокуратурой и комиссией по делам несовершеннолетних. Следует понимать, что под жестоким обращением подразумевают систематическое унижение ребенка, нанесение побоев и телесных повреждений, не предоставление ребенку полноценного питания, запирание и оставление детей одних и т.д. Все эти неправомерные действия могут повлечь за собой не только лишение родительских прав, но и уголовную ответственность.

Здесь следует отметить, что подобные нормы распространяются не только на действия родителей и опекунов, но и на педагогов, представителей здравоохранения и других учреждений, сотрудники которых работают с детьми. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей и нарушение прав ребенка может повлечь за собой уголовное наказание и запрет на ведение подобной деятельности от трех лет до пожизненного.

Куда обращаться?

Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.

Органы опеки и попечительства

Данные организации являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед органами опеки и попечительства направлены на защиту прав как тех лиц, над которыми установлена опека, так и тех, кто выступает опекуном несовершеннолетних или недееспособных лиц. Основные функции Органов опеки и попечительства сводятся к следующим положениям:

  • Выявление и учет лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки.
  • Подбор граждан и семей, которые готовы принять на себя обязанности опекунов и попечителей для детей, оставшихся без опеки родителей и проживающих в неблагополучной семье или детском учреждении.
  • Осуществление надзора за исполнением опекунами и попечителями обязанностей, возложенных на них по закону. В частности, в это положение входит проверка условий жизни и содержания несовершеннолетних.
  • При выявлении явных нарушений, отстранение опекунов от их обязанностей в отношении опекаемого.
  • Соблюдение имущественных прав несовершеннолетних и недееспособных граждан, вплоть до выдачи разрешений на проведение имущественных сделок.
  • Представление прав и интересов опекаемых в суде и других государственных органах.
  • Оказание всесторонней помощи опекунам в исполнении их законных обязанностей перед опекаемыми детьми и недееспособными гражданами.

Прокуратура

В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

 право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

 право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Защита прав несовершеннолетних детей

Оглавление:

Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации совершеннолетия гражданин достигает в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста к несовершеннолетним гражданам применяется термин «дети». Семейным Кодексом определяется перечень прав ребенка, которые должны выполняться вне зависимости от условий проживания и воспитания несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Какой трудовой стаж нужен для ветерана труда

Контроль над соблюдением прав ребенка, а также функция защиты его интересов возлагается на родителей. Если таковые отсутствуют либо по какой-то причине лишены своих прав, данная задача возлагается на опекунов, усыновителей, а в случае их отсутствия или отстранения, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

Принципы социальной защиты

Авторами зачастую упоминается четыре ключевых подхода для дальнейшей систематизации принципов:

  • Принципы права социального обеспечения.
  • Принципы социального обслуживания населения согласно предписанным в федеральном законе правилам.
  • Принципы социальной политики государства.
  • Принципы социальной защиты населения с научной точки зрения – вся совокупность взглядов социологов и социальных работников на данную проблему.

В рамках социальной защиты несовершеннолетних наиболее важны принципы социального обслуживания и социальной политики государства.

Понятие «социальная защита»

Понятие «социальная защита» используется для обозначения всей совокупности мер и действий, которые направлены на создание безопасных условий проживания одного отдельного человека или обширных групп населения с условиями соблюдения их прав и свобод.

Исследователи во многих областях проводят параллели между социальной защитой и социальным государством, так как именно второе направлено на создание и реализацию всех условий социальной политики.

В основе социальной политики лежат принципы защищенности социума и справедливости его существования. Но социальное государство выступает в качестве экономически ориентированного понятия, в то время как социальная защита нацелена на создание стабильных условий функционирования социальной, экономической и политической сфер жизни человека.

В России термин «социальная защита» является относительно новым, когда как в остальном мире оно было зафиксировано еще в 1935 году. Но это не значит, что в нашей стране все эти годы социальная защита отсутствовала: это лишь означает, что на государственном уровне не было четко прописанных правил, а также обозначенной легитимной документации, которая могла бы объяснить принципы и формы социальной защиты человека или обширных слоев населения в нашей стране.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Социальная защита несовершеннолетних

Жизнь любого человека, независимо от его возраста, пола, этноса, нации и других отличительных признаков связана с рисками. Но наиболее нестабильной и незащищенной считается группа несовершеннолетних, чей возраст еще не достиг 18 лет. Именно дети выступают в качестве жертв преступлений. Например, по данным Детского фонда Организации Объединенных Наций (ООН ЮНИСЕФ) ежедневно от жестокого обращения погибает 3 ребенка, а примерно 2 случая физического насилия над совершеннолетним из 100 заканчиваются детской смертью.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Несовершеннолетние выступают именно той категорией населения, которая составляет примерно 38% ежегодных убийств на почве нездоровых отношений с обществом, в особенности когда дело касается семьи.

Подростковая смертность всегда выступала в качестве актуальной проблемы в таких областях, как социология, социальная работа, демография. В свою очередь, ее динамика, комплекс объективных и субъективных причин и обусловленность возрастной и половой спецификой являются объектом пристального изучения многих исследователей.

В связи с такой повышенной степенью опасности, которая грозит несовершеннолетним, в обществе принимаются меры по их правовой и социальной защите.

Социальная и правовая защита несовершеннолетних на сегодняшний день – это многоаспектная и структурированная деятельность. Она охватывает многие сферы жизни человека: начиная от экономической и заканчивая психологическими аспектами.

Защита прав несовершеннолетних, которые еще не могут самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни, осуществляется различными способами и при помощи разнообразных механизмов.

Одним из таких средств выступает право, а механизмы – это все предписанные нормы и правила, которые необходимо соблюдать для достижения максимального положительного эффекта. В силу своих характеристик, таких, как нормативность, универсальность, подкрепленность государственным суверенитетом, право обладает высоким потенциалом в обеспечении безопасности прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Социальную защиту несовершеннолетних обеспечивают так называемые органы опеки и попечительства, а также общественные организации. Согласно семейному кодексу Российской Федерации полномочиями органов опеки и попечительства являются:

  • защита прав и законных интересов детей;
  • рассмотрение их как полноправных и полноценных членов общества, наряду со взрослыми, достигшими совершеннолетия.

Этот закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, а также о нарушении прав ребенка или его законных интересов немедленно сообщаться об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего.

В свою очередь, орган опеки и попечительства при получении таких сведений обязан немедленно проверить подлинность поступившей информации, и в случае ее правдивости принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Помимо этого, семейное законодательство предоставляет ребенку право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или опекунов, в случае невыполнения или же ненадлежащего обращения с их стороны обязанностей по воспитанию ребенка и его образованию в рамках семьи. В этом случае наиболее эффективная мера наказания – это лишений родительских прав. Но и тут есть свои минусы: если ребенок лишается обоих родителей, то он оказывается изолирован и защищен от них, но при этом, если не находится опекун, который возьмет на себя ответственность за несовершеннолетнего, то он отправляется в специализированное учреждение – приют или детский дом, где его также могут подстерегать разного рода опасности.

Тем не менее, мы можем сделать вывод о том, что общие меры как социальных органов, так и правовых привели к тому, что база по социально-правовой защите несовершеннолетних в нашей стране активно функционирует, но требует доработок в связи с постоянно меняющимся обществом и возникновением новых актуальных проблем. В связи с этим требуется совершенствование социально-правовой базы, а также проведение профилактических мероприятий, которые касаются, в первую очередь, семей с несовершеннолетними детьми.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Право социального обеспечения несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here