Право социального обеспечения лекции

Самое главное по теме: "Право социального обеспечения лекции" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Право социального обеспечения лекции

На сайте представлены материалы по праву социального обеспечения, которые подготовлены Мироновой Т. К., доктором юридических наук, профессором кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Указанные материалы используются автором при чтении лекций по праву социального обеспечения. Цель материалов — дать обучающимся общее представление об основных теоретических положениях отрасли и нормах Особенной части права социального обеспечения. Пользование данными материалами не исключает необходимости работы с нормативными правовыми актами и чтения учебной литературы.

Миронова Т. К. Право социального обеспечения : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2018. — 304 с.

Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи : учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2018. – 348 с.

Право каждого человека на медицинскую помощь и гарантия бесплатного оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплены в статье 41 российской Конституции. Отношения по бесплатному оказанию медицинской помощи по своей сущности имеют социально-обеспечительный характер, поэтому регулируются нормами права социального обеспечения. Предлагаемое учебное пособие призвано акцентировать внимание на вопросах, которые в своей полноте не являются предметом изучения в курсах других учебных дисциплин. С позиций права социального обеспечения раскрыты особенности правового регулирования указанных отношений и определены теоретические основы их регламентации.

http://pravosobes.ru/

Лекция 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

^ 1. Понятие и классификация принципов правового регулирования

Под принципами права понимаются руководящие идеи, кото­рые определяют сущность и направление правовых норм в той или иной сфере общественных отношений. Принципы могут быть непосредственно закреплены в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

По сфере действия принципы разделяются на следующие виды:

  1. общеправовые, т. е. свойственные всем отраслям права
    (например, принцип законности, закрепленный в ст. 15 Консти­
    туции РФ);
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких
    отраслей (например, конституционный принцип защиты трудящихся от безработицы и их материального обеспечения при на­ступлении нетрудоспособности и по возрасту в равной степени относится и к трудовому праву и к праву социального обеспечения);
  1. отраслевые, отражающие специфику данной отрасли;
  2. внутриотраслевые, которые относятся к отдельным ин­
    ститутам отрасли.

^ 2. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения состав­ляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страхо­вых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность и комплексность при предоставлении со­циального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они при­менимы к отдельным организационно-правовым формам соци­ального обеспечения.

^ 3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждо­го возможность при наступлении объективных социально значи­мых обстоятельств получать определенные виды социальных вы­плат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживаю­щие в России иностранные граждане, если международными со­глашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Вре­менно находящиеся на территории Российской Федерации ино­странные граждане также имеют право на социальное обеспече­ние, но основанием для этого являются соответствующие между­народные договоры. Беженцам предоставляются те виды соци­ального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федера­ции при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи бе­женцам»).

Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они пре­доставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом воз­раста и наличия трудового стажа установленной продолжитель­ности.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюд­жета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услу­ги в централизованных внебюджетных фондах социального на­значения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «вне­бюджетными».

Денежные средства фондов формируются, как уже было ска­зано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды по­полняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фон­ды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физи­ческих и юридических лиц.

Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые дого­воры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены по­становлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачи­ваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболе­вания или по случаю потери кормильца, а также выполняет дру­гие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фон­де Российской Федерации.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсион­ному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработ­ным и др.

Читайте так же:  Социальная пенсия в январе будет добавка

Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, госу­дарственных и общественных организаций, личные средства гра­ждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохра­нения направляются для финансирования мероприятий по разра­ботке и реализации целевых программ, утвержденных Прави­тельством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здраво­охранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финанси­рования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного ме­дицинского страхования за счет отчислений страхователей в тер­риториальные фонды ОМС.

Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременных пособий женщинам, встав­шим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-

Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступле­нии всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудо­вого увечья, потери кормильца, накопления определенного тру­дового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуж­даемости и т. д.

Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государствен­ные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подоб­ные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

http://cyberpedia.su/6xc0b6.html

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

12. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный Закон от

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Юриспруденция, право, государство

Другие методички по предмету

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

Так, например, в г. Москве социальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями:

  1. Департамент социальной защиты населения города Москвы,
  2. Управления социальной защиты населения административных округов,
  3. Районные управления социальной защиты населения,
  4. Центры социального обслуживания,
  5. Бюро медико-социальной экспертизы,
  6. Центры помощи семье и детям,
  7. Социальные приюты для детей,
  8. Пансионаты для ветеранов,
  9. Психоневрологические интернаты,
  10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
  11. Реабилитационные центры для инвалидов,
  12. Геронтопсихиатрический центр,
  13. Дома ночного пребывания,
  14. Центр социальных выплат,

16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»,

17.Московский центр технических средств реабилитации.

Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Социальная защита это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

  1. обеспечение пенсиями;
  2. обеспечение пособиями;
  3. бесплатное медицинское обслуживание;
  4. предоставление санаторно-курортного лечения;
  5. социальная помощь семьям, имеющим детей;
  6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

  1. Отношения по пенсионному обеспечению;
  2. Отношения по социальному обслуживанию;
  3. Отношения по выплате пособий;
  4. Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

  1. сочетание централизованного и локального способовустановления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);
  2. права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем(например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены болеельготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.
  3. все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;
  4. специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Читайте так же:  Гарантии прав и свобод личности

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

  1. общую часть,
  2. особенную часть,
  3. специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

  1. трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;
  2. по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

http://www.studsell.com/view/68986/?page=2

Краткий сборник семинаров и лекций по праву социального обеспечения Текст

  • Объем: 90 стр.
  • Жанр:г ражданское право, п равоведение, у чебные программы, ю риспруденция
  • Теги:к урс лекций, п раво социального обеспечения, у чебный материалРедактировать

© Е. А. Иванова, 2018

© Оформление. ООО «Бук», 2018

Раздел 1. План семинаров по праву социального обеспечения

Тема 1. Понятие социального обеспечения и социальной защиты населения

1. Право человека на социальное обеспечение. Роль государства в реализации этого права.

2. Понятие и виды социальных рисков. Отличие социального риска от случая (страхового случая).

3. Понятие и признаки социального обеспечения.

4. Понятие социальной защиты населения. Социальная защита населения и социальное обеспечение: соотношение понятий.

5. Функции социального обеспечения.

Тема 2. Система и формы социального обеспечения

1. Понятие государственной системы социального обеспечения.

2. Понятие и виды форм социального обеспечения.

3. Обязательное социальное страхование.

4. Государственное социальное обеспечение.

5. Государственная социальная помощь.

Тема 3. Финансовая основа социального обеспечения

1. Общее понятие финансовой основы социального обеспечения и её правовое регулирование.

2. Общий порядок уплаты страховых взносов лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

3. Общий порядок уплаты страховых взносов лицами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Тема 4. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении

1. Возникновение государственного социального обеспечения в России.

2. Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 гг.

3. Социальное обеспечение после Великой Отечественной войны до 90-х годов ХХ века.

4. Пенсионная реформа 1990 года.

5. Становление современной системы социального обеспечения в постсоветский период.

Тема 5. Понятие права социального обеспечения

1. Понятие, предмет и правовая природа права социального обеспечения как отрасли права.

2. Место права социального обеспечения в системе права РФ.

3. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

4. Метод права социального обеспечения как отрасли права.

5. Функции права социального обеспечения как отрасли права.

6. Право социального обеспечения как наука и учебный курс.

7. Система права социального обеспечения.

Тема 6. Принципы права социального обеспечения

1. Понятие и виды принципов права социального обеспечения.

2. Общеправовые принципы права социального обеспечения.

3. Межотраслевые принципы права социального обеспечения.

4. Отраслевые принципы права социального обеспечения.

5. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения.

Тема 7. Источники права социального обеспечения

1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Конституция РФ как источник права социального обеспечения.

4. Законы и подзаконные акты как источники права социального обеспечения.

5. Действие источников права социального обеспечения в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Тема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

1. Понятие, классификация и структура правоотношений по социальному обеспечению.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

4. Содержание правоотношений по социальному обеспечению.

5. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан.

6. Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Тема 9. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения

1. Понятие, виды и закрепление юридической ответственности в социальном обеспечении.

2. Правовосстановительные санкции в праве социального обеспечения.

3. Правоограничительные санкции в праве социального обеспечения.

4. Ответственность субъектов, осуществляющих социальные предоставления.

Тема 10. Понятие и виды стажа (трудового стажа)

1. Понятие, значение и виды стажа.

Читайте так же:  Как монетизировать льготы пенсионерам

2. Общий трудовой стаж.

3. Страховой стаж.

4. Специальный (профессиональный) стаж.

6. Порядок исчисления и подсчёта стажа. Подтверждение стажа.

Тема 11. Общая характеристика государственной системы пенсионного обеспечения в РФ

1. Понятие пенсий и их классификация. Понятие государственной системы пенсионного обеспечения в РФ.

2. Обязательное пенсионное страхование. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования.

3. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования.

4. Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования.

5. Права и обязанности субъектов правоотношений в области индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Тема 12. Понятие и виды страховых пенсий

1. Понятие и виды страховых пенсий. Круг лиц, имеющих право на страховые пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия назначения страховых пенсий.

3. Исчисление и назначение страховой пенсии по старости.

4. Досрочное пенсионное обеспечение по старости.

5. Исчисление и назначение страховой пенсии по инвалидности.

6. Исчисление и назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Тема 13. Накопительные пенсии

1. Понятие накопительной пенсии и лица, имеющие право на неё.

2. Условия назначения, размер и сроки назначения накопительной пенсии.

3. Приостановление, возобновление, прекращение и возобновление выплаты накопительной пенсии.

Тема 14. Пенсии по закону о государственном пенсионном обеспечении в РФ

1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, имеющих право на пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия назначения и размер пенсии федеральным государственным гражданским служащим.

3. Условия назначения и размер пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей.

4. Условия назначения и размер пенсии гражданам из числа работников лётно-испытательного состава.

5. Условия назначения и размер пенсии военнослужащим и членам их семей.

6. Условия назначения и размер пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

7. Условия назначения и размер пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

8. Условия назначения и размер социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

9. Порядок назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Тема 15. Пенсии по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним категорий

1. Понятие и виды пенсий по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним категорий. Круг лиц, имеющих право на пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии за выслугу лет.

3. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии по инвалидности.

4. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии по случаю потери кормильца.

http://www.litres.ru/elena-ivanova-900428/kratkiy-sbornik-seminarov-i-lekciy-po-pravu-socialnog/chitat-onlayn/

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Составлен Кораблиной Ю.В.

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Государственное пенсионное обеспечение:

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общие правила выплаты пенсий:

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Пособия и компенсационные выплаты:

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения:

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Читайте так же:  Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями

Фонд социального страхования РФ,

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

http://studfile.net/preview/2093856/

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

http://studfile.net/preview/4618842/

Раздел I.

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Государственное пенсионное обеспечение:

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или

техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера

пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой.

Общие правила выплаты пенсий:

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с

Читайте так же:  Зависит ли пенсия от стажа работы

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Пособия и компенсационные выплаты:

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и

предоставления материально-бытовых льгот по системе социального

Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в

жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития

экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39

Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства

является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения

источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения

материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных

потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей,

нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов

общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы

за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или

за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются

различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения

является государственное социальное страхование. Суть его заключается в

разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже

прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных

услугах между государством и самими работниками, которые подлежат

обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,

социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану

здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового

кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок

зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К

данным фондам относятся:

V Фонд социального страхования РФ,

V Пенсионный фонд РФ,

V Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое

ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим,

государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т.

Наряду с централизованными формами в последнее время получают

распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их

числу можно отнести:

1. Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая

социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех

социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно

утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе

этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим

пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального

Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В

настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное

пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о

негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в

пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании

пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных

обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона

от 11.08.95г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 «О

благотворительной деятельности» (с изменениями и дополнениями от

4. Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию)

за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия «социальное обеспечение» и «социальная

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением

экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания,

ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема

социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли

— права социального обеспечения — невозможно, поскольку здесь необходим

выход на несколько отраслей права: трудовое право — проблемы безработицы,

занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в

области труда (например, установление минимального размера оплаты труда),

жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право —

вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и

обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право —

проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для

нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к

праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие «социальная защита»

значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальное обеспечение

является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения,

возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах

Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении

Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а

вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за

исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам

Так, например, в г. Москве социальная защита осуществляется следующими

органами и учреждениями:

1. Департамент социальной защиты населения города Москвы,

2. Управления социальной защиты населения административных округов,

3. Районные управления социальной защиты населения,

4. Центры социального обслуживания,

5. Бюро медико-социальной экспертизы,

6. Центры помощи семье и детям,

7. Социальные приюты для детей,

8. Пансионаты для ветеранов,

9. Психоневрологические интернаты,

10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,

11. Реабилитационные центры для инвалидов,

12. Геронтопсихиатрический центр,

13. Дома ночного пребывания,

14. Центр социальных выплат,

16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная

17.Московский центр технических средств реабилитации.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/1861944/

Право социального обеспечения лекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here