Право социального обеспечения детей сирот

Самое главное по теме: "Право социального обеспечения детей сирот" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Право социального обеспечения детей сирот

Частью социальной политики университета является социальная поддержка студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам за счет бюджетных средств (далее – студенты-сироты).

Социальная поддержка студентов-сирот включает в себя следующие гарантии:

  • выплата государственной социальной стипендии;
  • зачисление на полное государственное обеспечение;
  • получение материальной поддержки;
  • назначение материальной поддержки остронуждающимся студентам.
Читайте так же:  Как насчитывается пособие по безработице

Зачисление на полное государственное обеспечение осуществляется со дня зачисления в РГГУ до завершения обучения. В случае достижения студентами, зачисленными на полное государственное обеспечение, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, предоставляются следующие гарантии по социальной поддержке:

  • компенсация расходов на питание (выплата производится ежемесячно);
  • компенсация расходов на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря (выплата производится один раз в квартал);
  • пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (выплата производится один раз в квартал);
  • денежная компенсация проезда на общественном городском, пригородном транспорте (кроме такси) от места проживания до места учебы и обратно (выплата производится ежемесячно);
  • денежная компенсация проезда к месту постоянного жительства и обратно к месту учёбы (выплата производится один раз в год).

Для оформления полного государственного обеспечения необходимо обратиться в отдел по социальным вопросам студентов Управления по работе со студентами и предоставить следующие документы:

  • заявление о зачислении на полное государственное обеспечение;
  • свидетельство о смерти родителей (либо документ, подтверждающий назначение опеки над несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, иные документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей) (копия);
  • постановление/ справка из органов социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.

Для возмещения оплаты проезда от места учебы до места постоянного жительства и обратно необходимо обратиться в отдел по социальным вопросам студентов Управления по работе со студентами, написав заявление на возмещение потраченной суммы и приложив билеты (в случае покупки электронных авиабилетов, необходимо также приложить посадочные талоны).

Для оформления государственной социальной стипендии необходимо обратиться в отдел по социальным вопросам студентов Управления по работе со студентами и предоставить документы, подтверждающие статус студента- сироты.

При предоставлении студентам-сиротам академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

При завершении обучения студентам-сиротам выплачивается денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования и единовременное денежное пособие. Выплата производится в течение месяца после издания приказа об отчислении в связи с получением образования.

Данная гарантия не распространяется на студентов-сирот, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

Размер денежных компенсаций устанавливается ежегодно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • Обеспечение питанием (в день) – 466, 36 рублей (выплата производится один раз в месяц);
  • Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и другими предметами вещевого довольствия – 102148, 20 рублей (в год) (выплата производится один раз в квартал);
  • Государственная социальная стипендия (ежемесячно) – 2560 рублей;
  • Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (единовременно, при выпуске) – 112329, 83 рублей;
  • Единовременное денежное пособие (при выпуске) – 500 рублей;
  • Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей – 7453 рублей (в год) (выплата производится один раз в квартал);
  • Возмещение оплаты проезда на общественном городском транспорте (в месяц) – 670 рублей.

Гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание

Дети указанной категории могут реализовать данное право следующими способами:

  • Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
  • Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
  • Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
  • До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.

При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.

Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.

Также Семейный кодекс РФ гарантирует сохранение тайны усыновления (см. ст. 139). Разглашение тайны усыновления влечет за собой уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ.

2. Гарантии, сохраняющиеся для ребенка при устройстве его в семью на воспитание

Ребенок, получивший в связи со смертью родителей право на получение пенсии и соответствующих пособий, согласно СК РФ (п. 1 ст. 137, ст. 138), сохраняет это право и после усыновления, если на момент усыновления право действовало.

Права, которые сохраняются за детьми, перешедшими под опеку или попечительство, гарантируются в соответствии с СК РФ (п. 1 ст. 55, ст. 148) и с Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г.. К таким правам относятся:

  • Право на общение со своими родственниками;
  • Право на получение алиментов, денежных пособий и социальных выплат;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если данные права у ребенка отсутствуют, ему гарантируется право на получение жилого помещения и право на регистрацию в нем согласно жилищному законодательству и условиям договора социального найма жилого помещения;
  • Право на содержание. Размер и порядок выплаты содержания определяется требованиями законодательства субъектов РФ. Средства на содержание выделяются и выплачиваются ежемесячно, если только опекуны и попечители не назначаются по заявлению родителей ребенка.

3. Гарантии, которые имеют воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок, для которого на настоящий момент нет возможности для передачи его на воспитание в семью, имеет гарантию направления в организацию для детей-сирот, находящуюся ближе всего к его месту жительства. В некоторых случаях, например, когда привычная социальная среда оказывает на ребенка негативное воздействие или если в субъекте РФ, в котором проживает ребенок, такая организация отсутствует, согласно с п. п. 17, 18 Положения, Утвержденного Постановлением Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г., организация для детей-сирот, в которую будет направлен ребенок, может находиться в другом субъекте РФ.

Читайте так же:  Выход на пенсию индексация

Дети, являющиеся братьями, сестрами или имеющие другую родственную связь, будут направлены в одну организацию для детей-сирот и размещены в одной группе, если только это не противоречит их собственным интересам (см. п. 16 Положения № 481).

Дети, направленные на воспитание в организацию для детей-сирот, сохраняют право на полное обеспечение со стороны государства, в том числе право на бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатное общежитие, медицинское обслуживание, образование и мягкий инвентарь, согласно п. 26 Положения № 481).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме данных гарантий, организация для детей-сирот гарантирует обеспечение необходимых условий для общения детей со своими родственниками, если только это общение не противоречит законным интересам детей и не запрещено органами опеки и попечительства. Согласно п. 49 Положения № 481 и Письму Минобрнауки № 07-3446 от 15 августа 2016 г. общение детей, находящихся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть разрешено в том числе и с родителями, ограниченными в родительских правах или лишенными родительских прав, если только органы опеки и попечительства дали согласие на это общение и оно не влияет на ребенка негативно.

Ребенок, находящийся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть передан временно, на срок не более 3 месяцев в семью. Этот срок в соответствии с СК РФ (п. 4 ст. 155.2) и п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г. может быть увеличен до полугода, но только в исключительных случаях, например, для прохождения курса лечения или при выезде на отдых или на каникулы на территории Российской Федерации.

Кого принято считать сиротами

Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.

При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

Причин для этого может быть несколько:

  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):

  1. Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
  2. Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
  3. Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
  4. В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.

Какие гарантии имеют дети-сироты и дети без попечения родителей в области налогообложения

Налоговый кодекс РФ предусматривает в п. 26 ст. 217, п. 3 ст. 333.29 и пп. 9 п. 3 ст. 333.35 следующие льготы по уплате налогов и сборов для детей рассматриваемой категории:

  • Доходы, получаемые детьми в виде благотворительной помощи, независимо от того, из какого источника они поступили, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц;
  • При оформлении паспорта гражданина РФ и при приеме в гражданство России дети-сироты освобождены от уплаты государственной пошлины;

Налоговый Кодекс РФ в абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 предусматривает возможность установления дополнительных налоговых льгот, например, освобождение от уплаты налога на землю или полное освобождение от уплаты НДФЛ за счет регионального бюджета в соответствии с местным законодательством.

Мы перечислили примерный перечень социальных гарантий, установленный для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей федеральным законодательством. Кроме этого, местное законодательство субъектов РФ может предусматривать дополнительные меры поддержки в области законодательства для данной категории граждан.

Например, в Москве в качестве таких дополнительных мер предоставляется единовременная компенсационная выплата, которая выплачивается детям по окончании пребывания в специализированных учреждениях г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер этой выплаты в соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 составляет 24 000 руб. Такая же выплата предусмотрена при окончании нахождения в приемной семье, на патронатном воспитании и при прекращении попечительства по достижении ребенком возраста 18 лет.

Социальное обеспечение детей – сирот

Аннотация. Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детей – сирот и неполной практической реализации правовых норм, закрепленных законодательными документами по их социальному обеспечению.

В статье анализируются основные виды социальной поддержки детей – сирот в Российской Федерации, рассматриваются условия, созданные органами опеки и попечительства для данной категории детей. При проведении данного исследования использовались методы: наблюдение, беседа, опрос, работа с нормативными документами.

В результате исследования мы пришли к выводу, что несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права детей – сирот, правового закрепления механизмов их реализации. Ключевые слова: Дети – сироты, социальное обеспечение, права, гарантии,защита.

Дети – сироты имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Какими вырастут наши дети сегодня, такой будет Россия завтра – формула, верная на все времена. В нашей стране дети – сироты не предоставлены сами себе. Большинство из них живет, учатся, находясь в детских домах, школах – интернат, приютах. [2,с.6]. Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети – сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети – сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей [1]. Социальная защита и поддержка детей – сирот, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности

Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей. Детям – сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии: на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд, право воспитываться в семье.

В ходе проведенного исследования с помощью опроса детей – сирот и специалиста опеки и попечительства Вачского муниципального района Нижегородской области мне удалось выяснить некоторые проблемы социального обеспечения данной категории детей. В опросе приняли участие 16 человек в возрасте от 12 до 18 лет, что составляет примерно 22 % от количества детей – сирот в районе. Результаты опроса показали, что не все гарантии, закрепленные в Законодательных актах, исполняются на практике. Например, имеется ряд проблем, связанных с предоставлением жилья. В большинстве случаев органы местного самоуправления не способны выполнить свои обязательства по предоставлению жилья ребенку, выбывшему из детского учреждения.

Бывают такие случаи, когда ребенок является владельцем жилья, защита прав его собственности нередко происходит в судебном порядке. Случается, что дети вынуждены делить квартиру с родителями, давно лишенными родительских прав. Часто дети переходят от одного родственника к другому. Я считаю, что главная причина жилищной проблемы детей – сирот в недостаточном финансировании со стороны государства. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье. Статистика данных по Вачскому району показывает, что за последние годы (2014 – 2016) детей – сирот стало меньше в результате определения их для воспитания в семьи: приемные (45 чел), семьи опекунов (23чел.) [3]. Данные формы устройства детей – сирот себя оправдывают.

В то же время дети – сироты, выпускники детских домов и других социальных учреждений плохо социализируются в обществе. Наблюдение за образом жизни таких детей показало, что молодые люди не найдя себя в обществе, становятся жертвами алкоголя, наркомании, либо становятся на путь преступления. Девушки в большей части живут на пособия, выплачиваемые государством на рождение ребенка. Анализируя проведенную в ходе исследования с детьми – сиротами беседу, можно с уверенностью сказать, что они в основном знают свои права, прописанные в Конвенции о правах ребенка, а также государственные льготы положенные им, но не всегда могут их отстаивать.

В данном случае они могут пользоваться правом на бесплатные юридические консультации. Таким образом, особое внимание необходимо уделить практической реализации указанных законодательством норм, функционированию правовых механизмов, которые позволили бы более эффективно детям – сиротам реализовывать предоставленные государством права, гарантии и льготы.

Я считаю, что одним из основных направлений социального обеспечения детей – сирот является обеспечение им равных возможностей с их благополучными сверстниками. Им нужно дать возможность быть умными людьми, содействовать их профессиональному и личностному самоопределению. Необходимо чтобы дети – сироты, выпускники детских домов, реже сталкивались с ущемлением их законных прав и интересов и смогли противостоять вовлечению их в организованные формы преступности.

Список использованной литературы:

1. ФЗ – №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,21.12. 1996г, ст. 1

Cоциальное обеспечение детей-сирот

Частью социальной политики университета является социальная поддержка студентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам за счет бюджетных средств (далее студенты-сироты) 1

Социальная поддержка студентов-сирот включает в себя следующие гарантии:
– выплата государственной социальной стипендии;
– зачисление на полное государственное обеспечение;
– получение материальной помощи;
– назначение материальной поддержки остронуждающимся студентам;
– предоставление жилого помещения в общежитии НИУ ВШЭ;
– путевки в пансионат/дом отдыха в период зимних и летних каникул.

Зачисление на полное государственное обеспечение осуществляется в соответствии с Порядком предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке студентам , обучающимся в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» со дня зачисления в НИУ ВШЭ до завершения обучения. В случае достижения студентами, зачисленными на полное государственное обеспечение, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Студентам, зачисленным на полное государственное обеспечение, предоставляются следующие гарантии по социальной поддержке:
– компенсация расходов на питание (производится ежемесячно);
– компенсация расходов на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря (производится один раз в год в течение четвертого квартала, но не позднее 25 декабря);
– пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей (производится один раз в начале учебного года не позднее 1 ноября);
– предоставление жилого помещения в общежитии НИУ ВШЭ;
– бесплатное оказание медицинской помощи;
– дополнительные меры по социальной защите:
1) денежная компенсация проезда на городском, пригородном транспорте (кроме такси) от места проживания до места учебы и обратно (производится ежемесячно);
2) денежная компенсация проезда к месту жительства и обратно к месту учёбы (один раз в год);
3) путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, либо денежная компенсация стоимости путевок, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Размер денежных компенсаций устанавливается ежегодно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для оформления полного государственного обеспечения необходимо обратиться к сотруднику, курирующему социальные вопросы на факультете/образовательной программе, оформить заявление и приложить следующие документы:
– свидетельство о рождении студента (копия);
– документ, удостоверяющий личность (копия 2 и 3 страницы, страница с регистрацией);
– свидетельство о смерти родителей (либо документ, подтверждающий назначение опеки над несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, иные документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей) (копия);
– в случае несовпадения фамилий родителей с данными свидетельства о рождении – документ, подтверждающий смену фамилии (копия);
– постановление/ справка из органов социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.

При предоставлении студентам-сиротам академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

При завершении обучения студентам-сиротам выплачивается денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования и единовременное денежное пособие в размере не менее пятисот рублей. Выплата производится в течение месяца после издания приказа об отчислении в связи с получением образования.
Данная гарантия не распространяется на студентов-сирот, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

По вопросам получения выплат по приказу Вы можете обратиться в Управление бухгалтерского учета , тел. +7(495)772-95-90 *11576, *11415, *11320, адрес: г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3а, каб. К-422, электронная почта: [email protected] .

Читайте так же:  Муниципальная пенсия госслужба

1
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. № 505 «Об осуществлении федеральными государственными образовательными учреждениями полномочий Управления делами Президента Российской Федерации по исполнению публичных обязательств».

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Рассмотрим некоторые аспекты защиты прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?

Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:

Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Какие гарантии в судопроизводстве предусмотрены для детей-сирот

Кроме предоставления гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В соответствии с Федеральным Законом № 159-ФЗ (ст. 10) и законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантирована бесплатная юридическая помощь.

Гарантии в области получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии детям в области образования установлены в следующих законодательных актах:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7-9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108);
  • Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. ст. 8 и 15);
  • Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 6);
  • Нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1117 от 18 сентября 2017 г.;
  • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1116 от 18 сентября 2017 г. (п. 3 и 4);
  • Вопросы № 25-29 в Информации Минюста РФ от 20 июля 2015г.

Среди этих гарантий следующие:

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:

  • обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
  • выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
  • поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
  • последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот

Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):

1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:

  • Проведение диспансеризации;
  • Проведение регулярных медицинских осмотров;
  • Проведение оздоровления;
  • Высокотехнологичная медицинская помощь;
  • Лечение за границей РФ

2. Гарантии на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей, а при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные организации с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха или лечения и обратно;

3. Для Москвы дети в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гарантировано получают бесплатные медицинские препараты по назначению врача.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

Законом РФ №159-ФЗ предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

Каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • Бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. Обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • Получение второго средне-специального образования.
  • Использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. При этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • Бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • Компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. Воспользоваться таким правом студент может один раз в год. При этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • Получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. Исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

Она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. За время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

Если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение. Которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. При этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

Если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

В медицинской сфере

Дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. Будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. Подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

Защита права на трудовую деятельность

Для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. Размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. Но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

При обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

Читайте так же:  Расширен список тех кому положена досрочная пенсия

Если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

Жилищные социальные гарантии

Право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

Если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

После прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.

  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.
Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

Для этого есть 2 весомые причины:

  • Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
  • Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.

Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки.

Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.

После наступления 14-ти лет юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.

Льготы и пособия

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства. А также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника). Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности. Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

Виды социальной помощи детям-сиротам

Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

  • Материальная помощь — предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
  • Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

Устройство детей без родителей

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка. Чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы.

Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.

Формы устройства детей оставшихся без попечения

Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе.

Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование.

Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:

  • интернаты;
  • приюты;
  • реабилитационные центры;
  • детские дома.

Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.

Судебная защита прав детей-сирот

В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд.

Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд.

При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. Истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:

  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.

Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.

Источники

Право социального обеспечения детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here