Право инвалидов инклюзия

Самое главное по теме: "Право инвалидов инклюзия" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении
статья на тему

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом.

Скачать:

Вложение Размер
integratsiya.docx 22.34 КБ

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы для детей инвалидов начинают действовать еще с детского садика. К примеру, нет потребности ждать своей очереди в группу. Зачисление происходит во внеочередном формате. Для этого нужно к заявлению приложить справку от медико-социальной экспертизы.

Для школьников с инвалидностью полагается специально созданная среда для получения образования, это касается как технических аспектов, так и социальных. Если создать необходимые условия невозможно, то государство гарантирует право на обучение, предоставляемое на дому.

Где бы не обучался ребенок с инвалидностью, государство обязалось предоставлять бесплатные учебники и учебную литературу, в том числе и адаптированные для слепых. Также от государства полагаются бесплатные сурдопереводчики.

При желании инвалид может получать дальнейшее образование в ВУЗах. Зачисление в такие заведения происходит на внеконкурсной основе. На данную льготу имеют право:

  • дети-инвалиды;
  • люди, имеющие подтвержденную инвалидность первой и второй группы;
  • лица, получившие инвалидность в процессе прохождения воинской службы.

Помимо особого льготного зачисления, инвалиды имеют право на получение особой социальной стипендии.

Студенты с инвалидностью имеют право на дополнительное время отдыха между экзаменами. А также им положена единовременная материальная помощь от профсоюза студентов раз в год.

Способы получения образования

В России, как и в других развитых странах, многое делается для повышения социальной активности детей-инвалидов. Очень важно чтобы ребенок не развивался в одиночестве, общался со сверстниками на равных.

Несмотря на множество мер, способных обеспечить полноценное образование детей инвалидов, не каждый в силу своих особенностей может посещать школу. Для них имеются альтернативные методы получения знаний.

Домашнее обучение

Ребенку, не имеющему возможности ежедневно посещать школу, можно оформить получение образования на дому.

Для этого родители должны предоставить в районный отдел образования следующие документы:

  • заявление установленной формы с просьбой производить обучение ребенка-инвалида на дому;
  • справку от МСЭ, подтверждающую инвалидность;
  • заключение от медико-социальной экспертизы об установленной невозможности посещать занятия на общих основаниях в школе.

Решение на предоставление домашнего обучения принимается местными представителями власти и отдела образования.

На основании этих постановлений управление обучающего заведения должны произвести следующие меры:

  1. Заключить с законными представителями ребенка договор на обучение в домашних условиях.
  2. Зачислить ребенка-инвалида в ученики.
  3. Оформить все необходимые документы.
  4. Составляет достаточный для получения полноценных знаний учебный план.
  5. Назначает для реализации плана обучения учителей.

Ученику с инвалидностью положено объяснить полный объем общеобразовательного школьного курса. Оценка знаний происходит также, без каких-либо поблажек. Выданный аттестат не будет отличаться от аттестата учеников, посещавших школу самостоятельно.

Дистанционное обучение

Современные технологии и повсеместная распространённость сети интернет сделали возможным получения дистанционного обучения в комфортных условиях для детей инвалидов. Из бюджета для ученика выделяют средства на приобретения компьютера (ноутбука) и оплачивают связь.

Получение знаний происходит несколькими методами:

  • интернет-уроки;
  • теле-присутствие;
  • чат-занятия;
  • онлайн-конференция;
  • консультация с педагогом.

Основная часть занятий предоставляется ученику в виде записей, которые можно смотреть в любое удобное время.

Выработанный навык дистанционного образования позволит в дальнейшем получить специальность все тем же дистанционным методом, через интернет.

Право инвалидов на образование

Российская Федерация является членом международных организаций и приняла многие международные соглашения и конвенции, в том числе и о правах инвалидов.

Принятый в мае 2012 ода документ требует выполнять следующие меры в области образования детей с инвалидностью:

  1. Нельзя исключать детей из системы образования по причинам, связанным с инвалидностью.
  2. Инвалиды должны иметь свободный доступ к хорошему школьному образованию по месту проживания.
  3. Место получения знаний должно быть качественно оборудовано с учетом особых потребностей ребенка с инвалидностью.
  4. По месту получения образования должны постоянно приниматься меры для индивидуализированной психологической поддержки.

Педагоги должны развивать у сверстников чувство сострадания, формировать наставничество среди одноклассников, а также способствовать продвижению более комфортных способов общения: жестовый язык и альтернативные способы письма (шрифт Брайля).

Государством гарантирована адаптированная среда для социального развития ребенка-инвалида.

Скачать:

Вложение Размер
inklyuziya.doc 46.5 КБ

Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79.

Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Кроме этого, государство обязано обеспечить подготовку учителей и преподавателей, которые обучены работе с людьми с ОВЗ.

Есть ли понятие инклюзивного образования в законе

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует ключевые аспекты реализации права детей с инвалидностью на образование, а также вопросы их приема и обучения.

Читайте так же:  Индексация пенсий инвалидам последние

Отдельно в п. 27 ст.2 оговаривается понятие инклюзивного образования – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что дети с инвалидностью обучаются не в отдельной школе или даже классе, а вместе с другими детьми. По возможности они выполняют те же задания что и остальные, в том числе на уроках физкультуры и труда. Ребенок максимально включен в образовательное пространство, выполняя отдельные спецзадания по необходимости.

В пп. 1 п. 5 ст. 5 указано, что власти обязаны создавать необходимые условия для получения людям с инвалидностью качественного образования, в том числе инклюзивного.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2, это не только люди, имеющие инвалидность.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обучение детей с инвалидностью может быть как инклюзивным, так и интегрированным или специальным (коррекционным).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное), так и в отдельных классах, группах (интегрированное) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (коррекционное).

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.

Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.

В таком случае необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление)

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений.

Помните, незаконные действия любой организации можно обжаловать в судебном порядке, в том числе решением прокуратуры. Примеры жалоб можно скачать здесь.

РООИ «Перспектива» занимается развитием инклюзивного образования и оказывает юридическую поддержку людям с инвалидностью

ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ КАК ФАКТОР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морозова Т.С.

Магистр экономического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета, кафедра системного менеджмента и экономики предпринимательства

ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ КАК ФАКТОР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Рассмотрены результаты исследования об отношении субъектов образовательного процесса (дети-инвалиды, учителя и школьники общеобразовательных школ и родители здоровых детей) к инклюзивному образованию. Выявлены факторы, которые препятствуют успешному внедрению инклюзии в общеобразовательные школы города Томска.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, общеобразовательные школы, образование.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, secondary schools.

Проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в последнее время достаточно широко обсуждаются в нашей стране и за рубежом учеными, психологами, учителями-практиками, родителями, а так же учащимися. Никого в системе общего образования эти проблемы не оставляют равнодушными, поскольку уже не является дискуссионным вопрос инклюзии в системе образования. Он упоминается в международных документах, а так же в нормативных документах и в нашей стране.

Для ребенка, имеющего различные нарушения в развитии, важным является получение определенного уровня общего образования для того чтобы продолжить свое обучение в профессионально-технических училищах или даже вузах, а так же поднять уровень своей конкурентноспособности на рынке труда. Такие возможности может дать обучение в системе общего образования, поскольку уровень специального (коррекционного) образования, как правило, не является альтернативой общему, а так же преследует другие цели.

Поэтому именно инклюзивное образование дает возможности детям с ограниченными возможностями получить достойное образование и быть адаптированными и конкурентноспособными.

Успешность внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы во многом зависит от того как субъекты образовательного процесса готовы принять новую систему обучения, при этом важно как они относятся к самим инвалидам и какое место занимают дети с ограниченными возможностями в системе общего образования.

Признавая общую гуманистическую идею инклюзии, тем не менее, важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием каждого шага на пути к образованию для всех, чтобы не навредить ни одному из участников инклюзии.

А именно участниками инклюзивной системы становятся дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагогический состав, родители. Несмотря на теоретическую обоснованность и важность инклюзивного образования, необходимо выяснить как субъекты образовательного процесса относятся к внедрению совместного обучения, для того чтобы понять успешность реализации инклюзии, в данном случае, в городе Томске.

Читайте так же:  Кто оплачивает пособие на погребение работающему

Исследование показало[1], что ни дети-инвалиды, ни родители здоровых детей, ни учителя не готовы к тому, чтобы инклюзия реализовывалась в общеобразовательных школах. Исходя из результатов исследования, только школьники готовы, чтобы дети с ограниченными возможностями стали их одноклассниками. Однако и этот факт подвергается сомнению, потому что большинство школьников не имели опыт общения с детьми-инвалидами[2].

Опять же, исходя из результатов исследования, и учитывая мнения каждого из опрошенных субъектов системы образования, можно выделить факторы, препятствующие реализации системы инклюзивного образования в городе Томске:

  1. Недостаточное финансирование учреждений сферы образования. Выделяемые в настоящее время средства, не позволяют не только переоборудовать школы, но и повысить заработную плату учителям, непосредственно реализующим инклюзивное образование.
  2. Отсутствие программно-методической базы. Существует необходимость в разработке специальных программ и методик совместного обучения, которые должны отвечать потребностям и возможностям здоровых детей и детей с инвалидностью, так как на данный момент этим занимаются сами учителя, исходя из своего опыта.
  3. Трудности организации «безбарьерной среды». Инфраструктура школ на данный момент не позволяет детям с ограниченными возможностями проходить обучение в школе, при этом не испытывая дополнительные трудности.
  4. Неготовность педагогического состава к внедрению инклюзии. Учителя называют достаточно много недоработок, которые будут препятствовать успешной реализации инклюзивного образования.
  5. Неготовность родителей здоровых детей к совместному обучению и их опасения, связанные с возможным негативным отношением своих детей к детям-инвалидам.
  6. Усложнение условий труда педагогов, дополнительная психологическая и физическая нагрузка.

Все обозначенные факторы в значительной степени тормозят внедрение инклюзивных программ. Для изменения ситуации необходимо разработать специальные образовательные программы, работать со здоровыми детьми и их родителями для устранения различных стереотипов о детях-инвалидах, оборудовать образовательные учреждения, а так же подготовить учителей, путем их прохождения курсов квалификации.

Необходимо признать, что каждый имеет право выбора собственного пути. Необходимо предоставить детям-инвалидам и их родителям право выбора формы обучения, исходя из каждой конкретной ситуации. Однако чтобы осуществлять выбор, необходимо обеспечить разнообразие образовательных услуг, в том числе в качестве одной из форм обучения будет инклюзивное образование, которое предоставляет большие возможности для социализации детей с инвалидностью и интеграции их в общество.

Литература:

  1. Бычков Д. Экономические доводы инклюзивного образования: в поддержку изменений на региональном и местном уровнях// Журнал исследований социальной политики. Том 6, 2008. – 141 с.
  2. Воспитание детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, решения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию детского дома Я.Корчака «Дом сирот» и 70-летию гибели педагога. 27-28 апреля2012 г. – Самара: ЦДК «F1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2012. – 555 с.
  3. Данилова Е. Инклюзивное обучение: преодоление барьеров. Образование для всех: политика и практика инклюзии: сб. науч. ст. и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008. – 246 с.
  4. Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008 . – 341 с.
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» №861 от 18 июля1996 г. – М: Омега- Л, 2003. – 146 с.
  6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. – М: Омега – Л, 2006. – 32 с.
  7. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.А. Инклюзивное образование детей-инвалидов. – СПб: Питер, 2003. – 275 с.

[1] В исследовании, проведенном автором, участвовали субъекты образовательного процесса (дети-инвалиды, дети 9-11 классов и их родители, учителя школ) в трех общеобразовательных школах города Томска, в котором приняло участие в общей сложности 686 человек.

[2] Результаты исследования показали, что у большинства учеников старших классов (57,1%) отсутствует опыт общения детьми-инвалидами

По каким программам осуществляется образование детей инвалидов?

Многие родители особенных детей переживают, не останется ли ребенок безграмотным и необразованным. Стоит знать, что школьное образование для всех детей, в том числе и инвалидов является обязательным. Получать или не получать высшее специальное образование — это вопрос дальнейшего выбора, но предоставление школьного – это обязанность государства.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

социальный педагог Панова Е.И.

Пгт. Килемары, 2013 г.

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом.

Интеграция — это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

Среди основных принципов деятельности интегративного учреждения можно назвать следующие:

  • отношение к ребенку как к равному;
  • гибкость и вариативность структуры;
  • пристальное внимание к сфере отношений в целом, не как к побочному, дополнительному, а как к принципиальному формообразующему фактору;
  • открытый характер.

При введении интегрированной формы обучения необходимо обеспечить следующие условия:

1. Разрыв в уровне развития ребенка с теми или иными отклонениями и ребенка без особенностей должен быть минимизирован до начала школьного обучения.

2. Общеобразовательное учреждение должно располагать необходимыми нормативно-правовыми, программно-методическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

З. Необходимо сформировать благоприятный социально-психологический фон, позитивное отношение общества к интегрированному обучению.

При введении интегрированной формы обучения необходимо обеспечить следующие условия:

1. Разрыв в уровне развития ребенка с теми или иными отклонениями и ребенка без особенностей должен быть минимизирован до начала школьного обучения.

2. Общеобразовательное учреждение должно располагать необходимыми нормативно-правовыми, программно-методическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

З. Необходимо сформировать благоприятный социально-психологический фон, позитивное отношение общества к интегрированному обучению.

« модель включения » — инклюзия или «инклюзивное образование», появилось в РФ с 1996 года

  • вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.
  • удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий
Читайте так же:  Субсидии в праве социального обеспечения
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 24 Конвенции о правах инвалидов (ее принятие ожидается в самое ближайшее время) четко говорит, что государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования, т.е. путем внедрения инклюзивного образования

Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. — не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.

Включающее образование — это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

  • посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи,
  • находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста,
  • имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные дели;
  • обеспечиваются необходимой поддержкой.

Обучение не является включающим, если учащиеся с особыми потребностями:

  • должны каждую минуту пребывания в школе находиться в обычном классе,
  • никогда не должны посещать индивидуальные занятия в малых группах,
  • заниматься в обычных классах только для прохождения основных предметов.

Инклюзивные школы помогают бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми — это нормальное явление и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка. Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь, предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.

Правовая сторона реформ образования — правовые документыООН:

-Декларация ООН о правах людей с интеллектуальной ипсихической недостаточностью,

— Всемирная декларация обобеспечении выживания, защиты и развития детей,

— Конвенция ООН о правах ребенка,

— Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью,

— Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
(Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество.Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.)

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) обучения (воспитания)

1. Закон РФ «Об образовании» от 25 октября 1991в редакции Федерального закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

Статьи: 5, 7, 9. 12, 17, 18, 15, 52

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г.181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п.5

Закон РФ «Об образовании» от 25 октября 1991в редакции Федерального закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

Статьи: 5, 7, 9. 12, 17, 18, 15, 52

2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ от 24 ноября 1195 года № 181 ФЗ

Лекция Кутеповой Е.Н., к.п.н., доцента, зам.директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, г.Москва

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Доступно ли на данный момент инклюзивное образование?

Инклюзия в образовании означает полное объединение двух методик преподавания: классической и специальной. Далеко не в каждой школе имеются настолько универсальные педагоги. Однако право на инклюзивное образование гарантировано государством для всех детей инвалидов.

А значит погружение в социум будет предоставлено каждому. Главный вопрос, сможет ли школа сделать обучение комфортным и полноценным для ребенка с особыми потребностями.

Условия предоставления инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды будут постоянно находиться в одной группе с обычными школьниками. Для получения образования наравне с другими школьниками родители ребенка с инвалидностью должны предоставить положительное решение психолого-медицинской педагогической комиссии.

А сам ребенок не должен быть в меру самостоятельным и не пугаться незнакомых людей и ситуаций.

Для полноценной инклюзии в штатном расписании школы необходимо наличие сурдопереводчика и дефектолога.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

Понятие инклюзивного обучения пришло в Россию совсем недавно, оно не совсем понятно даже для некоторых педагогов.

Ведь на протяжении долгих лет существовало понятие интеграции, ставшее уже классическим. Стоит понимать разницу.

Инклюзия предполагает адаптацию среды, в которую предстоит поместить ребенка с инвалидностью, в то время как интеграция является лишь частью качественного инклюзивного образования. А также комплекс психологических мер и приемов для полноценной адаптации инвалида в группе.

Инклюзивное образование обладает следующими характеристиками:

  1. Каждый ученик школы или группы должен участвовать в процессах интеграции, педагоги должны мягко пресекать попытки социума изолировать любого ученика, не только инвалида.
  2. Школы должны быть адаптированы к потребностям каждого ученика.
  3. Изменения должны касаться не только учеников, но и отношения педагогов к новым условиям работы.
  4. Любому ребенку должно быть предоставлено учебное место недалеко от дома.

Развитие детей с ограниченными возможностями должно проходить в обществе сверстников, это позволяет им избавиться от комплексов и продолжить полноценную взрослую жизнь в социуме.

Читайте так же:  Законодательство о защите прав инвалидов

Методы инклюзии

Профессиональными педагогами-психологами были разработаны специальные меры для комфортного пребывания ребенка с инвалидностью в школе.

Для этого имеется несколько методов:

  • расширение свободного доступа к образованию;
  • интеграция;
  • адаптация кружков по интересам для инвалидов;
  • мейнстриминг (посещение праздничных мероприятий).

Образование детей-инвалидов полезно как для самих инвалидов, так и детей с нормальным развитием. В школе дети становятся более открытыми к общению, обретают высокий уровень толерантности, что в дальнейшей жизни может помочь найти решение многих проблем, связанных с социумом.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике на тему

В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аттестация знаний перед поступлением в школу

Каждому ребенку-инвалиду перед поступлением в школу рекомендовано пройти тестирование специальной комиссии.

В ее состав должны быть включены следующие специалисты:

  1. Педагог-психолог вне зависимости от причины инвалидности будущего ученика.
  2. Педагог-дефектолог, специализирующийся по заболеванию ребенка-инвалида: невролог, офтальмолог, ЛОР, ортопед, психиатр.
  3. Логопед.
  4. Социальный педагог.

Высока вероятность того, что ребенок может испугаться такого количества совершенно незнакомых людей, поэтому присутствие родителей при аттестации обязательно.

Комиссия квалифицированных специалистов редко выносит вердикт: «к обучению не годен». Но именно благодаря заключению профессионалов возможно подобрать формат обучения и адаптировать учебное место под особые нужды ребенка.

Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Понятие «инклюзивное образование» вошло в мировую педагогическую науку и практику сравнительно недавно. Проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей с особыми образовательными потребностями, в последние десятилетия активно обсуждают педагоги, психологи, представители медицины, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросами инклюзивного образования занимались, такие западные исследователи, как Л. Бартон, Дж. Депплер, Е. Дорис, Т. Лореман, Е.К. Сликер. Среди российских ученых, выделяются С.В. Алехина, Д.В. Зайцев, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, Е.Р. Ярская-Смирнова.

Анализ проблемы инклюзивного образования во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Поэтому, прежде всего, чем дать определение инклюзивного образования, нужно рассмотреть понятие «инклюзия».

Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).

В специальном образовании под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни (А.А. Наумов).

На наш взгляд, данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс, требующий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.

Читайте так же:  Правовое регулирование компенсационных выплат отдельным категориям граждан

Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России – это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера.

По мнению А.А. Фурсенко, «…инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ и интернатов». Такой же точки зрения придерживается и директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования академик Н.Н. Малофеев. Он считает, что подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения [2, с.4].

В.Р. Соколова, считает, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Е.Н. Кутепова характеризует инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Д.В. Зайцев определяет инклюзивное образование как передовую систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанную на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Ведущий специалист службы раннего образования детей с особыми потребностями Джеймс Леско отмечает, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Такое определение данного понятия дает Т.Л. Чепель.

Похожих определений можно назвать очень много, но есть и такие ученые, кто считает, что инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле – а его достоинством – возможностью жить, верить, любить, быть любимым.

Так Б.М. Жебровский предлагает следующее определение: «…Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей». При этом автор считает: «…определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения» [3, с.5].

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации.

Проблема инклюзивного образования нашла отражение в таких нормативно-правовых документах, как: «Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994), «Конвенции о правах ребенка», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ».

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Декларация признает «необходимость и безотлагательность обеспечение образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования и призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»

Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребёнка, которая сводится к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Статья 23 Конвенции о правах ребенка посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.

Статья 24 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования гласит: «В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождение, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования».

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» предполагает решение ряда задач, регулирующих вопросы организации инклюзивных процессов в образовании:

— создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

— создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Главным целевым ориентиром концепции является расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях [1].

Исследования показывают, что вполне реально к 2020 г. дать возможность практически всем детям-инвалидам, родители которых изъявят такое желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки нормативно-правовой базы, определения норм и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  2. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
  3. Концепция развития инклюзивного образования. – Украина, 2010.– 9 с.

Источники

Право инвалидов инклюзия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here