Права школьника инвалида

Самое главное по теме: "Права школьника инвалида" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Права ребенка инвалида в школе: какие предусмотрены и как реализуются

Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.

В школе дети-инвалиды имеют некоторые льготы, что проявляется больше в материальных компенсациях и минимальных физических нагрузках. В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.

Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.

Ребенок-инвалид имеет право на бесплатное питание в школе, льготные условия сдачи экзаменов, при этом ребенок сам выбирает формат проведения этого экзамена. И также ребенок-инвалид может не посещать уроки физического воспитания, если имеются ограничения на физическую нагрузку.

Обучение ребенка-инвалида на дому и его преимущества

Родители вправе выбирать, как именно их ребенок будет получать среднее образование. В случае если ребенок не может посещать школу, выбор становится между двумя вариантами, обучение на дому или в специальном интернате. При обучении на дому, родители должны либо сами проводить занятия с ребенком, либо нанимать учителя, который сможет работать с ребенком в особенных условиях.

При обучении ребенка на дому, родители имеют право на компенсацию затрат в обучении ребенка. Так как по закону каждому ребенку положено бесплатное среднее образование, то государство обязано компенсировать все материальные траты на обучение ребенка, даже если оно происходит в домашних условиях.

Преимуществом такого вида обучения является возможность оградить ребенка от жестоких детей, которые могут причинять моральные травмы ребенку, и возможность получения образования под присмотром родителей.

Перечень привилегий для инвалидов

В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

Как поступить в ВУЗ. Имеет ли право ребенок-инвалид на льготные условия

  1. Дети-инвалиды имеют право на зачисление в высшее учебное заведение вне конкурса, то есть на бюджет. При этом он также сдает экзамен, и если количество баллов соответствует минимальным условиям, то ребенок успешно проходит аттестацию. При сдаче экзамена, ребенок-инвалид имеет одно преимущество перед другими детьми – 90 минут на подготовку.
  2. На обучение в ВУЗах имеют право дети-инвалиды 1 и 2 группы, которые не имеют противопоказаний к обучению. В некоторых случаях, ребенок имеет право на сопровождение его родителями, если самостоятельное передвижение доставляет неудобства.
  3. Для того чтобы получить компенсацию за обучение ребенка на дому, родители должны обратиться в органы социальной защиты со специальной справкой о том, что ребенок проходит домашнюю программу обучения. Получить материальную помощь родители могут после достижения ребенком возраста шести с половиной лет, именно с этого возраста начинается обучение ребенка в школе.

Самое главное для родителей ребенка-инвалида, показать, что он такой же, как и все дети, имеет право на образование и дополнительные увлечения в школах искусств. А государство будет способствовать образованию и саморазвитию такого ребенка во всех смыслах.

О выборе школы для ребенка-инвалида на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Социальная поддержка школьникам и студентам в России

Учащиеся относится к особой социальной категории, ввиду чего находятся у государства на особом счету. Из наших статей, вы почерпнете все необходимую информацию по следующим темам:

Аттестация в школе. Какие условия для детей-инвалидов

В школах контрольные работы проводятся на общих основаниях, ребенок с ограниченными возможностями пишет ее без каких-либо особых условий. Если же обучение проводится на дому, то ребенок должен связаться с учителем с помощью видеозвонка, и учитель должен видеть все рабочее место ученика.

В школе ребенок сдает контрольные на общих условиях

При этом не разрешается списывать и использовать дополнительные материалы. Если ученик выполняет задания медленно, то контрольная может сдаваться в несколько этапов, при этом учитель не имеет право торопить ребенка.

При поступлении ребенка в ВУЗ, ему дается на подготовку к экзамену 90 минут, форма экзамена не может быть разной, устной или письменной.

А после зачисления ребенка на обучение, программа составляется индивидуально для каждого ребенка с ограниченными возможностями, которая согласовывается с психологом и врачами.

В каких формах может выражаться нарушение прав школьника

В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.

Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.

Читайте так же:  Надбавка к пенсии за сельский стаж

Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.

Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций – это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.

Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.

И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.

Откуда ребёнок узнаёт о своих правах

Ознакомить школьника с его правами – это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.

Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.

Федеральные выплаты

В РФ существует система социальной поддержки граждан с детьми. В том числе, в виде предоставления различных социальных пособий и иных денежных выплат.

Права детей-инвалидов

Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?

Россия – страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.

Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.

Ребёнок-инвалид имеет право на:

  • приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
  • свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
  • отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
  • обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.

Как рассчитывается социальная стипендия

Выше данный вид поддержки уже был отмечен, теперь рассмотрим его подробней. О социальной стипендии стоит знать следующее:

— она выплачивается в одинаковом размере всем несовершеннолетним учащимся с ОВЗ независимо от получения ими образования на платной или бюджетной основе;

— по достижению студентом 18 лет сумму перерасчитывают с учётом установленной группы и, например, инвалиды 3 категории будут получать уменьшенную в сравнении с 1 и 2 группой стипендию.

Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе

Задача родителей – воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.

Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».

Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования – задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.

Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:

  • соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
  • возможность регулярного посещения занятий учениками;
  • наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
  • благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
  • возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.

Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.

Что можно сказать в завершение

Права ребёнка в школе и их защита – вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.

Образование детей-инвалидов в России

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Денежные выплаты

Социальная пенсия в 8 704 рубля в месяц.

Ежемесячная дополнительная денежная выплата в размере 1 544 рубля.

Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства первой группы в размере 5500 рублей для родителей и опекунов; в размере 1200 рублей для других лиц.

Набор социальных услуг (с 01.02.2016 стоимость составляет 995 рублей 23 коп.). В составе лекарств, санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда междугородным транспортом к месту лечения и обратно, пригородным железнодорожным транспортом. Тут можно отказаться от получения одной услуги или всех сразу в пользу компенсации.

Подробности — в приложении.

Читайте так же:  Справка в пфр для перерасчета пенсии

Особенности субсидирования инвалидов с детства

Несовершеннолетние граждане, ставшие инвалидами до 18 лет, либо являющиеся таковыми с рождения, как инвалиды детства пользуются различными льготами от государства в виде:

— субсидии на оплату КУ;

— единовременной денежной суммы;

— надбавки к пенсии при отказе от путёвки в санаторий;

— средств на лекарства, выплачиваемых каждый месяц;

— социальной стипендии студенту-инвалиду, обучаущемуся в ВУЗе или колледже;

— ежемесячного денежного пособия (ЕДВ), достигающего для указанной категории в 2020 году:

Группа инвалидности получателя Размер ЕДВ, руб/месяц
С НСУ Без НСУ
  • инвалиды с детства 1 группы
3782,94 2661,52
  • инвалиды с детства 2 группы
2701,67 1580,26
  • Дети инвалиды
2701,67 1580,26

Важно! Материальной составляющей госпомощи до совершеннолетия ребёнка-инвалида могут пользоваться только его законные попечители.

Виды льгот студентам с 3 группой

Напомним, что детям-инвалидам до достижения 18 лет не устанавливают конкретную группу (1, 2 или 3), зависящую от степени ограничений и других важных критериев. А вот совершеннолетние граждане с ОВЗ после прохождения освидетельствования становятся обладателями, к примеру, 3 группы инвалидности.

Такие, частично трудоспособные лица, на период обучения в колледже или ВУЗе в рамках программы реабилитации могут посещать дополнительные занятия по физкультуре. Для них предусмотрено питание за счёт государства. Плюс, если учащийся с 3 группой не поступил на безвозмездной основе, он вправе вернуть до 50% стоимости, то есть компенсировать свои траты в этой сфере.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.

Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование

Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Материальная помощь родителям с детьми и учащимся

Семьям с детьми, а также самим студентам и даже школьникам в России полагается при определенных обстоятельствах финансовая поддержка со стороны государства или меценатов. К таковой, в частности, могут относиться льготные кредиты, стипендии, денежные премии, компенсации и многое другое.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

На что вообще имеет право семья с ребенком-инвалидом?

Какие проекты существуют в ВУЗах страны

Студенты-инвалиды обладают следующими преференциями:

— компенсация до половины стоимости за обучение;

— проведение реабилитационных физкультурных занятий;

— возможность безвозмездно питаться, если форма обучения дневная;

— получение знаний в удалённом доступе, если того требует состояние здоровья;

— зачисление в ВУЗ на бюджетное место вне конкурса и по по упрощённой программе.

Примечательно, что рассмотренные программы распространяются не только на инвалидов, которые получают образование, но и на других льготников.

Бесплатное посещение школы искусств для одаренных детей

Так как многие дети, которые имеют ограниченные возможности, чаще проявляют свои таланты в художественных направлениях, государство дает им возможность бесплатно обучаться в школе искусств.

Читайте так же:  Стаж пенсии ветеранский

Такое обучение может проходить как в школе при учебном заведении, так и в тех школах, которые имеют статус самостоятельной художественной школы. Для того чтобы покрыть все расходы на школу искусств, родители просто должны предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Но стоит отметить, что и в таких школах не создаются специальные условия для детей-инвалидов.

Обучение проходит на одних условиях с другими детьми, как в плане требовательности, так и в плане всех удобств.

Обязанности школьника

  • Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
  • Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
  • Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
  • Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
  • Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.

Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.

Видео (кликните для воспроизведения).

Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом

При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.

Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям

Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?

Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.

Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, — это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.

О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.

Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.

Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.

Региональные детские пособия

В субъектах РФ, помимо общей федеральной программы, могут действовать и собственные региональные социальные проекты поддержки семей с детьми и учащихся. При этом в каждом регионе присутствуют свои правовые аспекты и нюансы оформления тех или иных выплат.

Права студентов-инвалидов в России в 2020 году

Ограниченные возможности по здоровью для многих их обладателей вовсе не являются фактором, препятствующим ведению полноценной жизни. Немало людей с инвалидностью стремятся работать, обучаться и тд. И государство стремится поддерживать инициативу таких граждан, обеспечивая всевозможные льготы. В частности, студенты инвалиды в РФ имеют определённые преференции, которые рассмотрим далее.

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.

Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.

  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.

Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Льготы при получении образования ребенком-инвалидом

Преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджета в пределах установленной особой квоты учреждения высшего образования.

Государственная повышенная социальная стипендия.

Бесплатные подготовительные курсы федеральных государственных вузов.

Вступительные испытания для абитуриентов-инвалидов проводятся в отдельной аудитории с особыми условиями, их продолжительность может увеличиваться до 1,5 часа.

Можно использовать на экзаменах и вступительных испытаниях необходимые ученикам-инвалидам технические средства, учреждением должны соблюдаться особые материально-технические условия для комфортной учебы ребенка-инвалида.

Государственный выпускной экзамен (ГИА) по всем учебным предметам по желанию ребенка и родителей проводится в устной форме; для глухих и слабослышащих, детей с тяжелыми нарушениями речи — напротив в письменной.

Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

Любые специальные условия обучения в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида).

Все очень подробно — в приложении.

Читайте так же:  Работающим пенсионерам прибавка пенсии с 1 февраля

Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение

  • Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
  • Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
  • Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
  • Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
  • По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
  • Право на получение знаний от учителей.
  • Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
  • Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
  • Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
  • Получать книги из школьной библиотеки.
  • В случае надобности получать помощь школьного психолога.
  • Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.

Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это — не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.

Льготы и иные социальные привилегии

У граждан с детьми и учащихся в РФ имеются определенные социальные поблажки в виде льгот и иных послаблений. Такие социальные преимущества могут быть выражены скидками при оплате тех или иных услуг (товаров), налоговыми вычетами, а также в форме предоставления каких-либо социальных благ совершенно бесплатно.

Правовой статус учащихся

У школьников и студентов РФ есть определенный набор прав и обязанностей в сфере образования и сопутствующих правоотношениях. Именно они и определяют правовой статус данной категории граждан.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Скачать для просмотра и печати:

Льготы семье

Оборудование жилого помещения ребенка-инвалида специальными средствами и приспособлениями в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида).

Компенсация расходов семьи на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере 50 процентов от социальной нормы.

Первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства и садоводства.

Оплата проезда ребенка и сопровождающего междугородним транспортом к месту лечения и обратно.

Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний, причем с предоставлением путевки той же длительности и условий сопровождающему лицу.

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

Звено обучения Создаваемые условия
Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек)
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников
Обеспечение ДОУ специалистами:
  • массажистами;
  • логопедами;
  • психологами;
  • тренерами и другими.
Консультирование родителей по вопросам воспитания
Создание инфраструктурной доступности:
  • пандусов;
  • расширенных коридоров и тому подобное
Среднее Разработка специализированных программ
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения
Предоставление качественного медобслуживания
Повышение инфраструктурной доступности зданий
Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс
Обеспечение дистанционной формой получения знаний

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.
Читайте так же:  Закон о индексации пенсий работающим пенсионерам

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Трудовые льготы родителям

Запрет на ночные дежурства.

Служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с письменного согласия.

Запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с родителем, являющимся единственным кормильцем семьи с ребенком-инвалидом, за исключением случаев грубых нарушений и дисциплинарных взысканий с сотрудника, а также случая ликвидации организации.

Неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю одному из родителей.

Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц одному из родителей — могут быть разделены ими между собой по усмотрению.

Ежегодный оплачиваемый отпуск одному из родителей в удобное для него время.

Коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для родителей время продолжительностью до 14 календарных дней.

Права родителей детей-инвалидов

Тем, кто воспитывает особенных детей, заботится о них, государство тоже предлагает некоторые преимущества. В их числе:

— получение соцпенсии за ребёнка с ОВЗ;

— льготный проезд в общественном транспорте;

— субсидия на улучшение условий проживания;

— дополнительные дни отпуска и выходные;

— льготные условия при оплате КУ.

Чаще всего обозначенные преференции доступны для всех родителей с детьми-инвалидами. Более подробные сведения рекомендуем получить в регионе.

Социальная адаптация студентов-инвалидов

Учащиеся в колледжах и университетах, имея ОВЗ, попадают в программы адаптации. Эти специальные разработки дают возможность молодым инвалидам сформироваться в личностном плане и не только. Как отмечают эксперты, в настоящее время в образовательных учреждениях реализуются такие программы, как:

— помощь абитуриентам при сдаче экзаменов;

— проф. переподготовка (при необходимости);

— льгота в виде зачисления на бюджетное место;

— профилактика заболевания с помощью физкультуры;

— особый подход, подразумевающий дистанционное обучение, если инвалид не может посещать занятия по дневной форме;

— компенсация до 50% от всей внесённой за обучение суммы, если бюджетных мест в колледже или ВУЗе нет.

Таким образом, всесторонняя поддержка, вплоть до внедрения физкультурных упражнений, помогают гражданам с ОВЗ реабилитироваться максимально эффективно с учётом их ситуации и возможностей.

Правовое регулирование вопроса

Детям с ОВЗ, а также инвалидам более зрелого возраста в нашей стране гарантированы преференции, касающиеся получения средне-специального и высшего образования. То есть нетрудоспособные лица с выявленными физическими ограничениями, желающие стать студентами колледжа или ВУЗа, вправе рассчитывать на привилегии и льготные условия. Данные поощрения государство устанавливает и осуществляет как вид поддержки социально незащищённой категории граждан.

Рассматриваемый в рамках данного материала вопрос регулируется сводом нормативно-правовых актов. Преференции, предоставляемые абитуриентам и студентам при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения, основываются на Федеральных законах:

— № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»;

— № 195 от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения РФ»;

— № 143 от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния граждан РФ»;

— № 178 от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

— № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».

Благодаря представленным законодательным документам дети и взрослые инвалиды получают помощь на госуровне во время поступления и учёбы в колледже, ВУЗе.

Нормативно-правовые акты

Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.

Налоговые вычеты

Предоставляются работающим родителям, чей доход облагается налогом по ставке 13% и не превышает 350 000 рублей.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом или инвалидом I или II группы до 24 лет, при условии его обучения в колледже или вузе.

Существует налоговый вычет на обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но до 50 000 рублей.

А также налоговый вычет на лечение — медицинские манипуляции и лекарства. Ребенку, родителю, его супругу (супруге), другим детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор инструкции — Наталия Кудрявцева, юрист детского правозащитного проекта «Патронус» на информационном портале DISLIFE. В приложении также отдельное перечисление московских льгот.

Источники

Права школьника инвалида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here