Порядок установления налоговых льгот

Самое главное по теме: "Порядок установления налоговых льгот" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Глава 5. Порядок установления и применения налоговых льгот

Информация об изменениях:

Решением Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края от 1 февраля 2007 г. N 11 настоящее приложение дополнено главой 5, вступающей в силу со дня официального опубликования названного решения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года

Глава 5. Порядок установления и применения налоговых льгот

1. Порядок установления налоговых льгот

1.1. Налоговые льготы, установленные настоящим Положением, могут ежегодно пересматриваться до утверждения районного бюджета на очередной финансовый год.

1.2. Проекты решений Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района о внесении изменений в настоящее Положение в части установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, изменения оснований, условий, порядка применения льгот рассматриваются с учетом заключения комиссии по льготам.

1.3. Обращения об установлении налоговых льгот на очередной финансовый год, изменении оснований, условий, порядка применения налоговых льгот направляются в письменной форме в комиссию по льготам до 1 августа текущего года.

2. Порядок применения налоговых льгот

2.1. Налогоплательщики, воспользовавшиеся льготами в соответствии с настоящим Положением, обязаны обеспечить раздельный учет показателей, необходимых в целях налогообложения и применения льгот, а также операций, связанных с целевым использованием высвобожденных средств.

2.2. Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, воспользовавшиеся налоговыми льготами, установленными настоящим Положением, при исчислении налогов должны подтвердить право на их использование.

В целях подтверждения правомерности использования налоговых льгот налогоплательщик должен их зарегистрировать.

Для регистрации льгот налогоплательщик обязан в сроки, установленные для предоставления налоговых деклараций по налогам (расчетов авансовых платежей), предоставлять в финансовый отдел администрации муниципального района сведения о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Регистрация налоговой льготы подтверждает право на ее использование и является условием применения льготы.

Форма сведений о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот, порядок регистрации льгот устанавливаются правовым актом главы муниципального района.

2.3. В случае если установленные настоящим Положением порядок и условия применения льготы налогоплательщиком не соблюдаются, право на применение льготы у налогоплательщика не возникает, и налог исчисляется на общих основаниях в порядке, установленном нормативными правовыми актами о налогах. Суммы налогов, причитающиеся к уплате по итогам прошедших налоговых периодов, исчисляются в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в течение периода, в котором были предоставлены налоговые льготы.

>
Значения корректирующего коэффициента базовой доходности К1, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской.
Содержание
Решение Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края от 23 августа 2005 г. N 57 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определенных условий. Как правило, налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет. Налогоплательщик вполне может отказаться от ее использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налогоплательщик должен еще обосновать свое право на налоговую льготу, т.е. доказать наличие у него соответствующих оснований ее применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов налогов предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:

— понижение ставки налога (сбора);

— изменение срока уплаты налога (сбора);

— реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам;

— освобождение от уплаты налога (сбора).

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов.

Понижение ставки налога (сбора), как льгота означает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги (сборы) в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков (плательщиков сборов) в течение определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый эмунитет).

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу законодательства о налогах и сборах;

— по решению уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований дополнительно требуется еще соответствующее решение уполномоченного органа.

Например, освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; и т.д.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты могут устанавливать на территории государства или части его льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или оффшоры.

Читайте так же:  Документы для оформления ежемесячного детского пособия

Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот

Налоговая льгота — это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.

В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: 1) изъятия; 2) скидки; 3) налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

• на постоянной основе и на ограниченный срок;

• как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки — это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

• лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); • общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

• снижение ставки налога;

• вычет из налогового оклада (валового налога);

• отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

• возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

• зачет ранее уплаченного налога;

• целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога — это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков их уплаты.

Возврат сумм ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование — налоговая амнистия.

Другие виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах — это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9378 — | 7436 — или читать все.

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

ГАРАНТ:

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 3 статьи 56 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Глава 5. Порядок установления и применения налоговых льгот

Глава 5. Порядок установления и применения налоговых льгот

1. Порядок установления налоговых льгот

1.1. Налоговые льготы, могут устанавливаться и ежегодно пересматриваться до утверждения районного бюджета на очередной финансовый год.

1.2. Проекты решений Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района о внесении изменений в настоящее Положение в части установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, изменения оснований, условий, порядка применения льгот рассматриваются с учетом заключения комиссии по льготам.

1.3. Обращения об установлении налоговых льгот на очередной финансовый год, изменении оснований, условий, порядка применения налоговых льгот направляются в письменной форме в комиссию по льготам до 01 августа текущего года.

2. Порядок применения налоговых льгот

2.1. Налогоплательщики, воспользовавшиеся льготами в соответствии с настоящим Положением, обязаны обеспечить раздельный учет показателей, необходимых в целях налогообложения и применения льгот, а также операций, связанных с целевым использованием высвобожденных средств.

2.2. Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, воспользовавшиеся налоговыми льготами, установленными настоящим Положением, при исчислении налогов должны подтвердить право на их использование.

В целях подтверждения правомерности использования налоговых льгот налогоплательщик должен их зарегистрировать.

Для регистрации льгот налогоплательщик обязан в сроки, установленные для предоставления налоговых деклараций по налогам (расчетов авансовых платежей), предоставлять в финансовый отдел администрации муниципального района сведения о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Регистрация налоговой льготы подтверждает право на ее использование и является условием применения льготы.

Форма сведений о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот, порядок регистрации льгот устанавливаются правовым актом главы муниципального района.

2.3. В случае если установленные настоящим Положением порядок и условия применения льготы налогоплательщиком не соблюдаются, право на применение льготы у налогоплательщика не возникает, и налог исчисляется на общих основаниях в порядке, установленном нормативными правовыми актами о налогах. Суммы налогов, причитающиеся к уплате по итогам прошедших налоговых периодов, исчисляются в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в течение периода, в котором были предоставлены налоговые льготы.

>
Значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской.
Содержание
Решение Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края от 16 ноября 2017 г. N 20 «Об утверждении.
Читайте так же:  Инвалидность пенсия пересчитывается

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Понятие и виды налоговых льгот

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам

признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Видео (кликните для воспроизведения).

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10494 — | 7739 — или читать все.

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Ст. 56 НК РФ

Статьей 56 НК РФ дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц), предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

в более низкой налоговой ставке;

в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг) затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Исходя из смысла п. 2 этой статьи льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях. Так как установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности их установления.

Читайте так же:  Учреждения медико социальной экспертизы устанавливают

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедуру предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

При применении ст. 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Новая редакция Ст. 56 НК РФ

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.
Читайте так же:  Оказание помощи инвалидам в учреждении

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Другой комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 2 ст. 17 Кодекса предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены — связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

КС России в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления КС России от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П , от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 27 мая 2003 г. N 9-П ).

СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.

СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.

В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О КС России признал, что предусмотренное ст. 145 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является разновидностью налоговых льгот.

Согласно п. 1 комментируемой статьи не допускается установление индивидуальных льгот. Причем запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.

2. Пункт 2 ст. 56 Кодекса предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пленум ВАС России и Пленум ВС России в п. 16 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, предписал судам исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

КС России в Определении от 5 февраля 2004 г. N 43-О выразил следующую позицию в отношении п. 2 комментируемой статьи:

пункт 2 ст. 56 Кодекса лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы;

однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в Кодексе особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 12671/03 указал, что исходя из положения ст. 56 Кодекса право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики, т.к. в этом случае хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях и права части из них.

3. Пункт 3 ст. 56 Кодекса определяет нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и отменяются льготы по налогам:

по федеральным налогам и сборам — Кодексом;

по региональным налогам — Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам — Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Положения п. 3 комментируемой статьи основаны на закрепленных ст. 12 Кодекса полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12);

представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12).

Установление и использование льгот по налогам и сборам

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Читайте так же:  Когда проиндексируется пенсия работающим пенсионерам

Комментарий к Статье 56 НК РФ

Настоящей статьей дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

— в более низкой налоговой ставке;

— в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

— в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

— в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

— в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров(работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

— в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

— отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

— приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер — они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Источники

Порядок установления налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here