Понятие и значение принципов права социального обеспечения

Самое главное по теме: "Понятие и значение принципов права социального обеспечения" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Глава 3 Роль принципов права в системе социального обеспечения

Роль принципов права заключается в следующем:

■ Правовые принципы позволяют осмыслить законодательство, а также связи законодательства с экономической системой и моральными нормами

■ Понять направленность и развивающиеся тенденции систем права и соответственно, их частей

■ Осуществить помощь практическим работникам в непосредственном применении правовых норм и разрешении вопросов, которые не отрегулированы правовыми нормами

■ Обеспечение единства отраслевых норм.

По своей природе правовые принципы отличаются именно всеобъемлемостью, всеобщностью, а также им характерна стабильность. Принципы как таковые не имеют набора характеристик и признаков, которые были бы свойственны логической форме, но и не всегда закреплены в какой- либо норме, или же предписании. Принципы представляют собой правовые начала, положения, которые являются базисными, основными, которые определяют единство права, сущностные черты го структуры, направленность развития норм права в рамках правовой системы, или же каких- либо отдельных отраслей.

Принципы тесно связаны с законодательством по социальному обеспечению, таким образом показывая его наиболее важные, существенные свойства. Именно поэтому необходимо иметь правильное понимание и верно применять законодательные нормы по социальному обеспечению, что возможно только лишь, если учитывать основополагающие правовые принципы. 1

В праве социального обеспечения принципы вырабатываются путём анализирования объективных закономерностей а также обобщённой практики применения законодательства в целом, которые являются регулятором отношения по социальному обеспечению граждан. Правовые принципы и принципы регулирования права отношений в сфере обеспечения социального необходимо рассматривать как идеи, которые несут в себе основное начало, которые пронизывают структуру норм права о социальном обеспечении. Данные нормы по своему содержанию носят идеи, которые отражают социальную направленность политической власти, а также являются приоритетом общечеловеческих ценностей. Правовые принципы являются «скелетом», вокруг которого произрастают нормы права, касающиеся социального обеспечения и их целостности, которые регулируют близкие по составу отношения являющиеся однородными.

Анализируя законодательство, которое сейчас действует, есть основание полагать, что правовые принципы социального обеспечения в современном варианте можно охарактеризовать следующим:

■ Экономико — политической и социальной обусловленностью

■ Общностью содержания (имеют выражение самой сути групп правовых норм)

■ Предметной определённостью (имеют выражение природы системных норм, которая как раз таки в качестве самого предмета регулирования имеет определённый вид общественных отношений)

■ Нормативностью со стороны государства, так как правовые принципы это руководящие идеи, закрепленные в нормах права, которые установлены государственной властью, и которые в последствие, обладая обязательностью и всеобщностью носят за собой регулятивное значение

Перечень общих принципов правовой системы ,имеющих отражение в праве социального обеспечения, это также :

■ Равноправие среди граждан, в независимости от расовой принадлежности, пола и вероисповедования

■ Дифференциация и единства законодательной системы

■ Единство обязанностей граждан и их прав (права и свободы человека, которые закреплены в конституции солидарны с обязанностями которые на него возложены)

■ Социальная справедливость (Правовое равенство, не иначе как справедливость не исключает формально — определённый характер закрепляемых им свобод, обязанностей и прав)

■ Формальное равноправие (в данном случае не фактическое равенство в сферах различного рода общественных отношений, что является утопией в условиях конкуренции рыночной, а равенство всех перед законом, одним из проявлений которого является наличие равных первоначальных условий

■ Ответственность за вину

■ В системе управления и власти подконтрольности

■ Многообразие форм собственности

■ Общегосударственный и местный интересы

■ Право участия граждан в управлении делами государства и общественными делами и другое.1

Заключение

В ходе проделанного исследования можно сделать следующие выводы:

Исходя из характеристик отношений права социального обеспечения, которые составляют предмет права социального обеспечения, сформулируем следующее определение.

Межотраслевые принципы: в состав межотраслевых принципов входит обеспечение свободного развития гражданина, достойной жизни, обеспечение со стороны государства семей(материнства, отцовства и детства, а также нетрудоспособных граждан, граждан пенсионного возраста.

Внутриотраслевые принципы: имеют свое отражение в отдельных институтах отраслей права ( принципы обеспечения пенсионного, принципы обслуживания социального, обязательного медицинского страхования).

Отраслевые принципы: В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих принципов отрасли права социального обеспечения: Всеобщность социального обеспечения, осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета Федерации; дифференциация видов, условий, а также уровня обеспечения, который зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других значимых обстоятельств; обязанность со стороны государственной власти гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи, в случаях когда она необходима человеку в силу каких-либо социально значимых обстоятельств; многообразие видов социального обеспечения, участие общественных объединений, которые предоставляют интересы граждан в осуществлении, принятии и разработке вопросов касающихся социального обеспечения и защиты прав граждан.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно — правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г. — № 237.

2. Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» (принят Государственной Думой

15 ноября 1995 года; в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87- ФЗ)// Москва, Кремль 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ).

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ (Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года; (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ) // Москва, Кремль 19 мая 1995 года N 81-ФЗ).

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года; в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ) // Москва, Кремль 16 июля 1999 года N 165-ФЗ).

Читайте так же:  Какие льготы положены пенсионерам детям войны

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ( Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, // Москва, Кремль 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ) Москва, Кремль 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).

7. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) // Российская газета. 25.12.1993 г. — № 237)

Научная и учебная литература:

8. « Право социального обеспечения России». Учебное пособие // Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.- М.: Издательство БЕК, 2001.

9. « Право социального обеспечения». Учебное пособие для вузов// Никонов Д.А., Стремоухов А.В.- М.: Норма, 2005.

10. « Право социального обеспечения». Учебное пособие // Галаганов В.П.- М.: КНОРУС, 2010.

11. « Право социального обеспечения». Учебное пособие// Сулейманов Г.В.- Издание второе, доп. И перер. – Ростов и/Д: издательство «Феликс» 2004.

12. «Право социального обеспечения». Учебник для бакалавров// Е.Е. Мачульская. – Второе изд., перераб. И доп..- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

13. « Право социального обеспечения». Учебное пособие// Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А.- М.: ТК Велби, КноРус, 2004.

14. « Право социального обеспечения России». Учебное пособие// М.О. Буянова, К.Н. Гусов.- четвертое изд., перераб. И доп.- М.: Проспект, 2010.

15. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». //Комментарий к Закону Российской Федерации. М.: 1999.

16. « Право социального обеспечения Российской Федерации». Учебное пособие. Вып. 1. // Шайхатдинов В.Ш.- Екатеринбург.,1996.

[1] Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров/ Е.Е. Мачульская. – Второе изд., перераб. И доп..- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- С. 15

1 Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров/ Е.Е. Мачульская. – Второе изд., перераб. И доп..- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. –С.30

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие/ Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А.- М.: ТК Велби, КноРус, 2004.- С. 87

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие/ Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А.- М.: ТК Велби, КноРус, 2004. –С. 99

1 Право социального обеспечения России. Учебное пособие / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.- М.: Издательство БЕК, 2001. –С. 23

1 Право социального обеспечения России. Учебное пособие / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.- М.: Издательство БЕК, 2001.- С. 25

1 Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. / Шайхатдинов В.Ш.- Екатеринбург.,1996. –С. 11

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Никонов Д.А., Стремоухов А.В.- М.: Норма, 2005. –С. 45

1 Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Никонов Д.А., Стремоухов А.В.- М.: Норма, 2005.-С. 56

http://megaobuchalka.ru/1/8955.html

Характеристика принципов социального обеспечения.

Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение м др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы[5].

1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех

граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие на ее территории (иностранцы, лица без гражданства и др.) (схема 4).

2. Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального

обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, а также все необходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.

В соответствии со ст. 241 второй части НК установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

Читайте так же:  Субсидия на строительство многодетным закон

Законом об обязательном пенсионном страховании установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В ст. 22 и 23 данного Закона установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, которые уплачиваются работодателями в Пенсионный фонд РФ. Размер страховых взносов зависит от возраста работника и начисляемой заработной платы.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование

пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фондов и выплату негосударственных пенсий их участникам.

Фонды осуществляют выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

4. Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной помощи гражданам в субъектах РФ, а также определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально определяется величина прожиточного минимума.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг,

необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В настоящее время размеры пенсий, пособий и других видов социального обеспечения ниже прожиточного минимума.

Для поддержания материального положения пенсионеров в связи с увеличением потребительских цен товаров и услуг был принят Указ Президента РФ от 14.06.1997 № 573 «О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров», согласно которому впервые в пенсионном законодательстве устанавливалось, что с 01.01.1998 минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера (в настоящее время Указ утратил силу). Предусмотрен и механизм поддержания этого уровня.

5. Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и

некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному социальному страхованию

(пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются, исходя из заработка работника, его страхового стажа, характера и условий труда.

Необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали отраслевые принципы, их количество зачастую не совпадало.

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения — это принципы, касающиеся его отдельных институтов (схема 5).

Например, для такого института права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», характерны следующие принципы:

• каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и

в иных, предусмотренных законодательством случаях); • каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию; • каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком; • средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на

территории РФ. Расходы на пенсионное обеспечение не участвовавших в пенсионном страховании покрываются за

счет средств федерального бюджета.

Институт отрасли права «социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг.

Институт отрасли права «обязательное медицинское страхование» характеризуют следующие принципы: соблюдение прав человека и гражданина, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет профилактических мероприятий и т.д. 7.

http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/harakteristika-printsipov-sotsialnogo-21684.html

20.2. Принципы права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-

ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов. Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.

Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции.

Читайте так же:  С пенсии по инвалидности могут удерживать алименты
Видео (кликните для воспроизведения).

Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах.

Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий.

Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.

http://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/202-printsipyi-prava-sotsialnogo-41182.html

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения состав­ляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страхо­вых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность и комплексность при предоставлении со­циального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они при­менимы к отдельным организационно-правовым формам соци­ального обеспечения.

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждо­го возможность при наступлении объективных социально значи­мых обстоятельств получать определенные виды социальных вы­плат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживаю­щие в России иностранные граждане, если международными со­глашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Вре­менно находящиеся на территории Российской Федерации ино­странные граждане также имеют право на социальное обеспече­ние, но основанием для этого являются соответствующие между­народные договоры. Беженцам предоставляются те виды соци­ального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федера­ции при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи бе­женцам»).

Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они пре­доставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом воз­раста и наличия трудового стажа установленной продолжитель­ности.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюд­жета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услу­ги в централизованных внебюджетных фондах социального на­значения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «вне­бюджетными».

Денежные средства фондов формируются, как уже было ска­зано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды по­полняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фон­ды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физи­ческих и юридических лиц.

Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые дого­воры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены по­становлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачи­ваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболе­вания или по случаю потери кормильца, а также выполняет дру­гие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фон­де Российской Федерации.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсион­ному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработ­ным и др.

Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, госу­дарственных и общественных организаций, личные средства гра­ждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохра­нения направляются для финансирования мероприятий по разра­ботке и реализации целевых программ, утвержденных Прави­тельством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здраво­охранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финанси­рования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного ме­дицинского страхования за счет отчислений страхователей в тер­риториальные фонды ОМС.

Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременных пособий женщинам, встав­шим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-

Читайте так же:  Мвд россии расчет пенсии

Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступле­нии всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудо­вого увечья, потери кормильца, накопления определенного тру­дового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуж­даемости и т. д.

Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государствен­ные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подоб­ные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/9_139467_ponyatie-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Оглавление

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

1.1Общая характеристика принципов социального обеспечения…………………6

1.2Понятие принципов в системе права………………………………………………………….7

Глава 2 «Структура принципов права социального обеспечения»

2.1 Всеобщность социального обеспечения…………………………………………………..13

2.2 Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение……………………………………………………………………………………………………..15

2.3 Гарантированность социального обеспечения…………………………………………17

2.4 Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни. 19

2.5 Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств…………………………………………………………………………………………………..23

Глава 3 «Роль принципов права в системе социального обеспечения»

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы……………31

Введение

Правовые принципы оказывают большое влияние на подготовку нормативно правовых актов, издания их, установления гарантий соблюдения требований права. Правовые принципы выступают в виде некой своеобразной несущей конструкции, в основе которой базируются и имеют свою реализацию не только нормы отрасли или институты, но и система в целом. Принципы в качестве основного ориентира всей правоприменительной, правотворческой и правоохранительной деятельности органов государства. От того как соблюдаются принципы, напрямую зависит уровень слаженности, эффективности и стабильности системы права. Имея общеобязательный характер, правовые принципы укрепляют единство внутри и взаимодействия разных его отраслей, а также институтов, норм права и отношений в области права, права объективного и субъективного.

Выбор темы исследования курсовой работы «Принципы права социального обеспечения как отрасли права» был обусловлен её актуальностью:

■ Во-первых, принципы права социального обеспечения обуславливают сложившуюся в объективности закономерность развития общества;

■ Во-вторых, образуются из структуры социальной политики со стороны государства;

■ В-третьих, имеют обобщающую характеристику, характерную для данной отрасли права;

■ В- четвертых, отражают саму суть отрасли и указывают направления общественного развития.

Цель и задачи исследования данной темы.

Целью исследования курсовой работы является комплексный анализ правовых принципов социального обеспечения. Реализация цели, которая была поставлена обусловила необходимость выполнения задач:

R Изучение учебной литературы по данной тематике

R Ссылаясь на основу анализа теории собрать в систему знания о правовых принципах социального обеспечения

R Раскрыть суть понятия «Принципы права социального обеспечения»

R Характеристика различных правовых принципов социального обеспечения.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в представленной работе является право социального обеспечения. Предметом исследования являются принципы права социального обеспечения.

Методологической основой курсовой работы составляют следующие методы:

При написании работы были использованы общенаучные методы исследования:

R Формально – логический

Теоретическую основу работы составляют научные труды учёных в области права социального обеспечения: Гусовой К.Н., Тучковой Э.Г., Сулеймановой Г.В., Захарова М.Л., Шайхатдинова В.Ш. и других.

Информационную базу исследования составляют:

■ Конституция Российской Федерации

■ Федеральные законы, которые регулируют общественные отношения в сфере права социального обеспечения.

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Самостоятельность данной правовой отрасли характеризует не только наличие собственного предмета, а также метода регулирования права общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, которые по своей сути объединяют отдельные нормы в отраслевую систему, которые в последствие выражают саму сущность норм этой отрасли, которые определяют положение правовых субъектов и присущие им систему прав и обязанностей.

При изучении вопроса, касающегося принципов права социального обеспечения, требуется знание общих теоретических положений, которые определяли бы понятие принципа права. В теории права под принципами права понимаются руководящие идеи, выражающие сущность, свойства и направленность развития норм права в рамках всей правовой системы или же каких-либо её отдельных отраслей или институтов.

Довольно долгое, продолжительное время данная формулировка о принципах права являлась традиционной, однако, если заметить, в последние годы взгляды учёных на этот счёт изменились. Споры в конечном итоге сводятся к тому, что, вообще являются ли правовые принципы только лишь «руководящими идеями» и вследствие этого будет достаточным вывести их из смысла норм права, или же они в обязательном порядке должны закрепляться в этих нормах. По мнению некоторого ряда учёных, определение принципа права только как некой основной, руководящей идеей без закрепления её в праве, перенесло бы эту категорию в область правосознания или, как вариант, в область правовой науки. Идеи права могут довольно сильно опережать право, находящееся в действии, и появиться за столетия до их реального воплощения в нормах права. Принципы права же- это принципы « права своего времени».[1]

1.2 Понятие принципов в системе права

Принципы права – это основополагающие идеи, так называемые руководящие начала, которые определяют саму суть и направление развития норм права в какой-либо определённой сфере общественных отношений, данные принципы закреплены в нормах права, или же исходят из их содержания. Может возникнуть вопрос: если в законодательстве закреплены принципы, то в чем есть отличие их от правовых норм? Отличие принципов от правовых норм состоит в том, что правовые принципы, которые устанавливают общее правило поведения, руководствуясь основными идеями, не содержат всех элементов правовой нормы, а это:

И вот поэтому, с помощью принципа нельзя урегулировать всесторонне какое-либо конкретное правоотношение, касающееся субъектов права. Так же принципы права являются более долговечны, нежели правовые нормы. Ведь они определяют саму сущность и содержание правовых норм не только тех, которые действуют, но и тех, которые будут действовать, таким образом, сами тенденции законодательного развития. В соответствии с принципами и осуществляется толкование норм, особенно в случаях, когда имеются в них противоречия или же пробелы. Принципы имеют своё проявление в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Читайте так же:  Перерасчет расчет пенсии

Перейдем непосредственно к самим принципам.

По действию правовые принципы классифицируют на:

Перейдем к общеправовым принципам.

üОбщеправовые принципы представляют собой основополагающие идеи, начала, которые непосредственно определяют наиболее существенные черты права какой- либо конкретной страны. К их числу таких принципов, принято относить:

•принцип социальной справедливости

•принцип законности, а также некоторые другие. Данные принципы сформированы общепризнанными принципами и нормами международного права. Так же общеправовыми принципами являются:

■ Гарантированность и признание в Российской Федерации свобод и прав человека и гражданина

■ Неотчуждаемость основных свобод и прав человека, которые должны принадлежать каждому от рождения

■ права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими

■ Все равны перед законом и судом

■ Равенство свобод и прав женщины и мужчины, а также равенство возможностей для реализации их

■ Право человека и гражданина на объединение для защиты своих интересов

■ Гарантированность защиты со стороны государства защиты свобод и прав, включая судебную защиту и другую.

üМежотраслевые принципы — данные принципы характеры для ряда правовых отраслей, нормы межотраслевых принципов являются регулятором общественных отношений, которые связаны с реализацией предоставленных гражданам прав. Такие принципы относят к межотраслевым:

■ Обеспечение со стороны государства свободного развития человека и предоставление достойного уровня жизни

■ Обеспечение со стороны государства поддержку семьи, детства, материнства, отцовства, недееспособных граждан и пожилых людей

■ Запрет на принудительный труд.

Вышеперечисленные принципы являются более характерными для таких отраслей права как: трудовое право, право социального обеспечения и семейное право.

üОтраслевые принципы характеризуют, как правило, наиболее существенные черты определённой отрасли права. Через данные принципы образуются общеправовые и межотраслевые принципы права.

По мнению Э.Г. Тучковой можно выделить следующие отраслевые принципы:

■ Социальное обеспечение в стране осуществляется за счёт платежей страховых, а так же и за счет средств Федерального бюджета

■ Дифференциация видов, уровня и условий обеспечения гражданина со стороны государства, которое зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других социально — значимых обстоятельств

■ Обязанность со стороны государства гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума

■ Гарантированность со стороны государства социальной помощи человеку, которая ему необходима, в силу возникших обстоятельств, которые признавались бы социально значимыми

■ Участие объединений общественных, которые представляют интересы граждан, в принятии, разработке и осуществлении на деле их решений, вопросов касающихся социального обеспечения а также защиты их прав.1

То, какое имеют выражение принципы советского права социального обеспечения можно найти в трудах А.Д.Зайкина, В.С. Андреева, А.Н. Егорова, Р.И. Ивановой, В.А. Тарасовой. Рассматривались принципы отрасли права социального обеспечения, ученые указывали:

• Всеобщность социального обеспечения

•Многообразие видов и всесторонность социального обеспечения как отрасли права

•Обеспечение граждан за счет общественных и государственных средств.

•Высокий уровень обеспечения социальными средствами

•Дифференциация и единство правовых норм и условий о социальном обеспечении

•Участие граждан занимающихся трудовой деятельностью в осуществлении социального обеспечения
Внутриотраслевые принципы.

В законодательстве Российской Федерации, которое регулирует отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция, которая закрепила внутриотраслевые принципы в нормах права.

В послесоветский период сформулированные принципы права стали одним из направлений деятельности в сфере социального обеспечения. В Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» были закреплены принципы предоставляющие социальные услуги гражданам. В законе были указаны такие принципы социального обслуживания, это:

•Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

До принятия этого закона вышеперечисленные принципы были сформулированы в виде основных прав граждан пожилого возраста, а также инвалидов, при получении ими социальных услуг.
Ученые, которые занимаются исследованиями в области социального обеспечения, каждый по-новому находят формулирование к отраслевым принципам права социального обеспечения.

К числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе как раз таки относится право социального обеспечения. На сегодняшний день пока нет общего нормативного акта такого типа как Основ или Кодекса, где фиксировались бы сами принципы права социального обеспечения. Исходя из этого те, кто исследуют данную проблему вынуждены выводить их из сути правовых норм социального обеспечения. Важно учесть, как указано в статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права а также международные договоры Российской Федерации есть часть системы права России.

Проанализировав различные позиции, непосредственно можно отнести к принципам отрасли права, следующие принципы:
•Всеобщность социального обеспечения;
•Дифференциацию регулирования права, зависящую от условий труда (тяжелые, вредные работы), природно-климатические зоны, продолжительность трудового (страхового) стажа, причины нуждаемости, также факторов

• Гарантированность социального обеспечения в случае наступлении социальных рисков, установленных законом
•Ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Помимо общеполагающих принципов, еще есть принципы специфические, предназначенные для различных организационных и правовых форм социального обеспечения, это социальной помощи и социального страхования. В статье 4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплялись принципы, являющиеся основой осуществления этого закона, большая часть из которых отображает особенности управления обязательного социального страхования и финансирования. К принципам права социального обеспечения возможно отнести всеобщий обязательный характер страхования социального и гарантированность со стороны государства выполнения обязательств по обязательному социальному страхованию в независимости от финансового положения страховщика.1

Видео (кликните для воспроизведения).

http://megaobuchalka.ru/1/8953.html

Понятие и значение принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here