Основные гарантии образования

Самое главное по теме: "Основные гарантии образования" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

ГАРАНТ:

О стипендиях Президента РФ и Правительства РФ см. справку

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

http://base.garant.ru/70291362/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Статья 19. Основные гарантии прав молодых граждан в сфере образования

Статья 19 . Основные гарантии прав молодых граждан в сфере образования

Информация об изменениях:

Законом Волгоградской области от 11 октября 2013 г. N 125-ОД в пункт 1 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области молодые граждане реализуют свое право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования в государственных или муниципальных образовательных организациях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Молодые граждане вправе получать в уполномоченном органе, а также в подведомственных ему государственных учреждениях и (или) специализированных организациях, осуществляющих деятельность по содействию занятости молодежи, бесплатно: консультации, информацию и услуги, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Признанные в установленном порядке безработными граждане из числа молодежи имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Приоритетные меры в сфере образования молодежи предусматриваются программами по вопросам социально-экономического развития, поддержки образования, обеспечения занятости населения, государственной поддержки молодежи и другими региональными и межмуниципальными программами и мероприятиями по работе с детьми и молодежью.

Информация об изменениях:

Законом Волгоградской области от 7 июня 2012 г. N 56-ОД в пункт 3 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

3. Органы исполнительной власти Волгоградской области — государственные заказчики региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью способствуют организации или самостоятельно организуют конкурсы, смотры, выставки работ талантливой молодежи на основе мероприятий, предусмотренных региональными и межмуниципальными программами и мероприятиями по работе с детьми и молодежью.

В целях поощрения талантливой молодежи Губернатор Волгоградской области может устанавливать премии, стипендии, исходя из средств, выделенных на цели образования, культуры, развития науки и техники, а также другие социально значимые цели.

Информация об изменениях:

Законом Волгоградской области от 11 октября 2013 г. N 125-ОД в пункт 4 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

Читайте так же:  Единовременное пособие ребенку инвалиду

4. В образовательных организациях поощряется деятельность молодежных и детских общественных объединений, профессиональных союзов студентов (учащихся).

Государственная поддержка профессиональных союзов студентов (учащихся) осуществляется органами исполнительной власти Волгоградской области в сфере общего и профессионального образования, реализации молодежной политики и другими органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью образовательной организации по итогам конкурсов проектов и программ, представляемых указанными профессиональными союзами. Условия конкурса определяются проводящим его органом исполнительной власти Волгоградской области.

>
Обеспечение гарантий прав молодых граждан в сфере труда и занятости
Содержание
Закон Волгоградской области от 15 июля 2011 г. N 2210-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/24707373/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/

Статья 19. Основные гарантии прав молодых граждан в сфере образования

Статья 19 . Основные гарантии прав молодых граждан в сфере образования

Информация об изменениях:

Законом Волгоградской области от 11 октября 2013 г. N 125-ОД в пункт 1 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области молодые граждане реализуют свое право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования в государственных или муниципальных образовательных организациях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Молодые граждане вправе получать в уполномоченном органе, а также в подведомственных ему государственных учреждениях и (или) специализированных организациях, осуществляющих деятельность по содействию занятости молодежи, бесплатно: консультации, информацию и услуги, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Признанные в установленном порядке безработными граждане из числа молодежи имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Приоритетные меры в сфере образования молодежи предусматриваются программами по вопросам социально-экономического развития, поддержки образования, обеспечения занятости населения, государственной поддержки молодежи и другими региональными и межмуниципальными программами и мероприятиями по работе с детьми и молодежью.

Информация об изменениях:

Законом Волгоградской области от 7 июня 2012 г. N 56-ОД в пункт 3 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

3. Органы исполнительной власти Волгоградской области — государственные заказчики региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью способствуют организации или самостоятельно организуют конкурсы, смотры, выставки работ талантливой молодежи на основе мероприятий, предусмотренных региональными и межмуниципальными программами и мероприятиями по работе с детьми и молодежью.

В целях поощрения талантливой молодежи Губернатор Волгоградской области может устанавливать премии, стипендии, исходя из средств, выделенных на цели образования, культуры, развития науки и техники, а также другие социально значимые цели.

Информация об изменениях:

Законом Волгоградской области от 11 октября 2013 г. N 125-ОД в пункт 4 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

4. В образовательных организациях поощряется деятельность молодежных и детских общественных объединений, профессиональных союзов студентов (учащихся).

Государственная поддержка профессиональных союзов студентов (учащихся) осуществляется органами исполнительной власти Волгоградской области в сфере общего и профессионального образования, реализации молодежной политики и другими органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью образовательной организации по итогам конкурсов проектов и программ, представляемых указанными профессиональными союзами. Условия конкурса определяются проводящим его органом исполнительной власти Волгоградской области.

>
Обеспечение гарантий прав молодых граждан в сфере труда и занятости
Содержание
Закон Волгоградской области от 15 июля 2011 г. N 2210-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/24835855/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/

Материальные и правовые гарантии на образование.

Право на образование

Основные принципы государственной политики в области образования.

Гуманистический характер образования.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Автономность образовательных учреждений и государственный характер управления образованием.

Федеральная программа развития образования Российской Федерации.

Российское законодательство и реальная практика. Факторы фактической дискриминации в области образования: разные возможности получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны; различия в качестве получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах; различия в уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей; ограниченные возможности каждого в получении качественного образования, в том числе и на родном языке.

Материальные гарантии права граждан на образование. Государственное финансирование образования. Последствия высокого уровня недофинансированное государственного и муниципального образования.

Доступность образовательных услуг

Рекомендуемая форма проведения занятия — беседа с элементами «мозгового штурма».

Разнообразие видов и форм получения образования. Доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения. Система общего образования. Учреждения начального и среднего профессионального образования. Специализированные учебно-воспитательные учреждения.

Читайте так же:  Алименты с компенсационных выплат

Виды учебных заведений, дающих получение высшее профессионального образования в Российской Федерации: университет, академия, институт, колледж. Диплом о высшем образовании государственного образца.

Негосударственные высшие учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных вузов.

Послевузовское профессиональное образование с целью повышения уровня образования и квалификации. Получение ученой степени.

Общедоступность и бесплатность получения образования. Порядок возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9866 — | 7664 — или читать все.


http://studopedia.ru/19_303673_materialnie-i-pravovie-garantii-na-obrazovanie.html

Право на образование, его содержание. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

Право на образование закреплено в 43 статье Конституции РФ.

Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования:

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо ни от каких особенностей граждан. (раса, пол, возраст и т.д.)

Ограничения прав граждан на профессиональное образование могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

7) Образовательный договор —понятие

1) образовательное учреждение

8) Задачи законодательства об образовании:

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

9) Система образования России:

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

10) Система государственных образовательных стандартов:

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. Реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ

2) условиям реализации основных образовательных программ

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

11) Образовательные программы и формы получения образования:

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные, профессиональные и программы профессиональной подготовки.

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К основным общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

5. К основным профессиональным относятся программы:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования

3) высшего профессионального образования

Читайте так же:  Единовременное пособие в камине

4) послевузовского профессионального образования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9784 — | 7480 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_215878_pravo-na-obrazovanie-ego-soderzhanie-gosudarstvennie-garantii-prav-grazhdan-rf-v-oblasti-obrazovaniya.html

Статья 43 Конституции России

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Читайте так же:  Компенсация по случаю потери кормильца

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

http://konstrf.ru/43

Билет№8. 1.Каковы государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1.Каковы государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Читайте так же:  Пенсии по инвалидности социальное обеспечение

Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

2.. Охарактеризуйте современную систему образования в РФ, начав с фразы: «Система образования Российской Федерации включает в себя…» (на основе ФЗ «Об образовании в РФ» (2012г.).

«Система образования Российской Федерации включает в себя…

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

3. Каковы направления развития образования в РФ.

В России делаются попытки улучшить образование главным образом за счёт совершенствования управленческих «механизмов» и коммерциализации образования. Примерами последних являются единый государственный экзамен (ЕГЭ), т.н. «подушевое» финансирование образовательных учреждений и т.п

Для России важным направлением, после политической модернизации власти, предлагается избрать образовательно-технологическую модернизацию сферы образования. Это означает, что на данном этапе предстоит концентрация усилий на разработке новых образовательных технологий, включающих систему педагогически обоснованных, кратко написанных учебных текстов и систему технологичных заданий возрастающей трудности к ним, позволяющих каждому учащемуся добиваться больших результатов в усвоении учебных материалов за меньшее время.

Успешная модернизация образовательной деятельности невозможна без Национальной системы цифровых образовательных ресурсов, ассоциированной с уже имеющимися мировыми электронными образовательными ресурсами на английском и русском языках. Такую систему предстоит создать и ассоциировать её с другими образовательными ресурсами.

Для организации дистанционного образования в малокомплектных школах предлагается ввести в педвузах новую специальность – учитель дистанционного обучения (в т.ч., в малокомплектной сельской школе). Студентов туда преимущественно зачислять из числа жителей отдалённых сёл, по контрактам.

Разработка и внедрение в практику образовательного банка цифровых образовательных ресурсов потребует целенаправленного повышения педагогической квалификации педагогического состава.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1130 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/15_49826_bilet.html

Основные гарантии образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here