Оказание психологической помощи инвалидам

Самое главное по теме: "Оказание психологической помощи инвалидам" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Психологическая помощь больному

Стоимость 1 консультации — 700 руб. — 60мин.

Для инвалидов 1 группы — скидка 70%, 2 группы 50%, 3 группы 30%.

На индивидуальных консультациях Вы сможете: Индивидуальные консультации предназначены для тех, кто действительно хочет и готов меняться. Это серия встреч со мной, в ходе которых вы можете погрузиться в работу над собой. Эти встречи помогут вам:

· получить профессиональный взгляд на вашу жизненную ситуацию

· разобраться в причинах произошедшего

· получить профессиональную и человеческую поддержку

· найти возможности позитивных перемен в вашей жизни.

· выявить нежелательные особенности вашего характера и начать работу по изменению себя;

· осознать, что все в своей жизни вы формируете сами;

· достичь реальных изменений своих стереотипов мышления и поведения;

· раскрыть себя, свой богатый внутренний потенциал;

· в случае проблем со здоровьем, найти путь к выздоровлению;

Психологическая помощь больному является одной из тех тем, которые являются более важными для тяжелобольных людей и инвалидов, чем надлежащий медицинский уход. Цель психологической помощи в составе общей реабилитации — помочь им реализовать свои физические и интеллектуальные возможности, а также стать полноценным членом общества. Психологическая помощь больному — это необходимый и важный этап, следующий как во время, так и после лечения в стационаре или на дому. Сегодня больные и инвалиды часто сталкиваются с широким и сложным комплексом проблем, требующих психологической помощи и поддержки. Одни из этих проблем являются более-менее индивидуальными, а другие наоборот общими для большинства. При этом они вызваны множеством причин.

Психологическая поддержка больного не может обойтись без помощи медиков, социальных работников, просто близких и друзей — и они, как правило, с готовностью ее предоставляют. Но основную роль в этом деле принадлежит близким и родным людям – ведь нельзя переживать свое несчастье в одиночестве. Для серьёзных проблем, таких как депрессия, неврозы, стресс у больных, психологическая помощь предполагает длительный курс поддержки и лечения.

Как сами инвалиды, так и ухаживающие за ними вправе рассчитывать на помощь и сочувствие окружающих, а также общественных организаций. Если пациент не в состоянии самостоятельно готовить себе пищу и принимать ее, передвигаться, одеваться, умываться и отправлять естественные надобности, врач старается обеспечить ему помощь близких или приходящей медсестры.

Психологическая поддержка инвалидов

Психологическая поддержка инвалидов несёт в себе различные задачи. И решение этих задач имеет огромное значение для больного, поскольку вновь обретенная радость человеческого общения не менее важна для него, чем восстановленное физическое и психическое здоровье.

На первых порах может потребоваться усиленная психологическая поддержка инвалидов наравне с тем, что им требуется усиленный уход. Но по мере того, как силы и подвижность возвращаются к нему, больному могут понадобиться консультации, курсы по профессиональной переквалификации, помощь в трудоустройстве или наверстывании учебной программы.

Кто может оказать помощь людям с ограниченными возможностями

Государственная помощь людям с ограниченными возможностями оказываться всесторонне. Однако, что делать, если им этой помощи не хватает? Существуют благотворительные фонды, готовые оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями, особенно детям-инвалидам, ведь в юном возрасте возможность справиться с недугом гораздо выше.

Оказание безвозмездной помощи людям с ограниченными возможностями основано на гуманистической этике. Помощь нуждающимся должна быть предоставлена не потому, что это наша обязанность, а потому что человеку свойственно испытывать радость от возможности одарить поддержкой других людей, ничего не требуя взамен. Как писал Фромм, любовь к ближнему – это не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это то, что свойственно самому человеку и благодаря чему он живет и действует в этом мире.

Волонтерские движения и фонды помощи инвалидам

Благотворительные фонды помощи инвалидам призывают граждан к пожертвованию. На сайтах некоммерческих благотворительных организаций можно прочитать информацию о людях с ограниченными возможностями, узнать историю каждого конкретного человека и пожертвовать деньги именно тому, чья судьба особенно затронула. Поддержка людей с ограниченными возможностями в виде пожертвования всегда доходит до адресатов, подтверждение тому можно получить в виде финансового отчета от организации.

На что идут пожертвованные деньги? Узнать об этом можно даже прежде, чем будет совершено пожертвование. Помощь людям с ограниченными возможностями обычно требуется для:

  • приобретения оборудования, например удобной складной инвалидной коляски;
  • прохождения курсов реабилитации, в том числе самых своеобразных – к примеру, курса дельфинотерапии;
  • оплаты реабилитации в специализированных центрах для инвалидов;
  • оплаты дорогостоящих операций и другого.

Волонтерские движения, посвященные проблемам инвалидов, стараются привлечь внимание общества исключительно на добровольной основе. Проект «Помощь людям с ограниченными возможностями» нацелен на повышение уровня социальной защищенности этой категории граждан, вовлечения их в общественную деятельность, раскрытие их способностей и талантов, которые многие инвалиды просто таят в себе, привыкая с временем замыкаться, ограничивать себя во всем – тем более в общении с «полноценными» людьми.

Психологическая поддержка больного

Психологическая поддержка больного слагается из множества усилий. Иногда человек находит в себе силы самостоятельно вернуться к активной жизни. Однако в таких случаях трудно переоценить важность поддержки и заботы близких и друзей. Оказание психологической помощи больному помогает ему преодолеть вызванные болезнью уныние, страх, тоску и апатию. Не менее важно помочь ему избавиться от депрессии — эмоциональной реакции на пережитые страдания. На решение этих задач направлена реабилитация больных, а психологическая поддержка больного должная являться её неотъемлемой составной.

При этом следует постараться максимально привычную и комфортную обстановку вокруг человека, организовать общение, досуг и условия для активной умственной работы. Бесспорно и то, что психологическая помощь больному более эффективна, если сам пациент желает быстрее вернуться к нормальной жизни. В этом случае человек может справиться с последствиями тяжелейших болезней и травм.

Читайте так же:  Сантехник сантехника гарантия

Советы психотерапевта людям с ограниченными возможностями

Предисловие:
Эти советы предназначены в первую очередь для людей, у которых, вследствие какого-либо физического или психического дефекта, ограничены возможности для нормальной жизнедеятельности, а также их родственников. Термин «инвалид» я считаю неудачным, т.к. он подразумевает какую-то неполноценность человека. По моему мнению, многое зависит от правильного отношения к себе, своему заболеванию и окружающему миру.

Надеюсь, остальные читатели тоже извлекут из этих советов, что-то полезное для себя. Ничего нового и необычного здесь вы не найдете. Все, или почти все, подробно и неоднократно описано в специальной и научно-популярной литературе, известно из житейской практики, но в жизни многие об этом почему-то забывают.

Моей задачей является, в простой и доступной форме, рассказать о том, как я помогаю своим пациентам решать их проблемы. Главное достоинство «советов» — практичность. Все нижеизложенное действительно эффективно работает и активно используется в работе врачей и психологов.

ВНИМАНИЕ: Я постоянно сталкиваюсь с одним и тем же заблуждением — человек беседует с психологом или читает книгу по психологии и ждет, что моментально решатся все его проблемы, начнется новая, счастливая жизнь. Люди, так не бывает. Чтобы добиться результата — НУЖНО ПОСТОЯННО РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. Психолог (психотерапевт) поможет вам разобраться, в чем причина ваших трудностей, какими способами их преодолеть и как найти силы для этого. Но НИКТО И НИКОГДА НЕ БУДЕТ РЕШАТЬ ЗА ВАС ВАШИ ПРОБЛЕМЫ. Пока вы этого не поймете, любые советы будут бесполезны!

Совет 1:
Не надо себя жалеть. Жалость отнимает у вас силы и время необходимые для других дел и не дает взамен ничего, кроме чувства собственной неполноценности и ущербности. Болезнь или несчастный случай, сделавшие вас инвалидом, уже произошли и ничего изменить нельзя. Нужно жить в своем нынешнем состоянии, сегодняшним днем, т.е. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Это не значит, что вы должны смириться со своим недугом. Наоборот, всю энергию и волю нужно направить на компенсацию дефекта, чтобы добиться успеха и осуществить свои желания. Восточная мудрость гласит: «Я расстраивался из-за того, что у меня нет сапог, пока не увидел человека без ног&.

Не так уж важно, что в чем-то вы уступаете здоровым людям, главное — это желание жить и побеждать. Почему «инвалиды» способны писать книги и картины, ставить мировые рекорды, покорять горы, переплывать моря и т.д., а «здоровые» становятся попрошайками, бомжами и т.п.? Задумайтесь об этом, а лучше найдите таких «инвалидов» и спросите, как им это удается.

Совет 2:
Любите себя. Самый близкий и родной человек для вас — это вы сами. Любите в себе всё: свою внешность, тело, ум, чувства. Проснувшись, посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе, пожелайте доброго утра и хорошего дня своему отражению. Это придаст вам уверенность и силы, ведь ради любимого человека можно горы свернуть. Самая эффективная жизненная установка: «Я ХОРОШИЙ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ХОРОШИЙ. Счастливые люди живут именно по этому принципу.

Любовь к себе не должна переходить в самовлюбленность, когда человек перестает замечать свои недостатки. Для этого периодически смотрите на себя с точки зрения окружающих. Попытайтесь мысленно превратиться в другого человека и представьте, каким он вас воспринимает, как выглядят со стороны ваше выражение лица, голос, поведение. Почему этот человек отнесся к вам в конкретной ситуации именно так, а не по другому. Прежде чем начинать бороться с выявленным недостатком, подумайте: может в других ситуациях он является наоборот, вашим достоинством, и приносит больше пользы, чем вреда.

Совет 3:
Не замыкайтесь в себе. Многие люди с ограниченными возможностями замыкаются в себе, озлобляются на весь мир, считают, что они никому не интересны и не нужны, что окружающие не понимают их и смеются над ними. Это опасное заблуждение! Люди вокруг вас не виноваты в том, что с вами произошло. Ваши проблемы, переживания не такие уж неповторимые и неразрешимые. Поверьте, есть масса людей, которые сталкиваются с точно такими же проблемами и успешно их решают. Таких людей нужно искать всеми возможными способами: через врачей, социальных работников, СМИ, Интернет и т.д. Вместе можно справиться с любой бедой. Подумайте: «А чем я интересен? Если вы что-то знаете, умеете, делаете и к чему-то стремитесь, то обязательно найдутся единомышленники, с которыми вам будет интересно общаться. Когда человек интересен, то его начинают уважать и перестают обращать внимание на дефекты и недостатки.

Конечно, вам в жизни не раз встретятся хамы и подонки, которые вас оскорбят или жестоко отнесутся. Таким нужно давать отпор сразу и жестко, несмотря на их возраст, должность и физическую силу, другого языка они не понимают. А для этого нужно быть сильным, прежде всего морально, и опять же — иметь друзей. Не надо копить в себе обиды: если случайно наступил в дерьмо, нужно вытереться и идти дальше по своим делам, забыв о случившемся, но внимательно смотря под ноги.

Совет 4:
Как относиться к своим близким. К сожалению, некоторые инвалиды, с течением времени становятся вечно ноющими паразитами, особенно по отношению к своим близким. Чтобы этого не происходило, нужно придерживаться принципа: БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ТО, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ДЕЛАЮТ, НЕ НРАВИТСЯ — ДЕЛАЙ САМ. Конечно, нужно и должно заботиться о человеке с ограниченными возможностями, но это не значит выполнять все его прихоти и сносить грубость с его стороны. Окружающие не обязаны угадывать ваши желания и настроение, догадываться чего вы сейчас хотите. ТЫ — ЭТО ТЫ, ОНИ — ЭТО ОНИ, ЕСЛИ ЧЕГО-ТО ХОЧЕШЬ — СКАЖИ ОБ ЭТОМ.

Особенно актуально это для семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями. Естественно и понятно желание родителей хоть как-то компенсировать ребенку его недостаток, но папа и мама не вечны, а у него впереди взрослая жестокая жизнь и как он в ней приспособится, во многом зависит от полученного воспитания. С другой стороны, нельзя лишать ребенка детства, превращая его жизнь в сплошную муштру, иначе вы получите «оловянного солдатика», не способного на любовь и сопереживание. Поэтому, необходимо искать ту самую — «золотую середину.

Читайте так же:  Начисление стажа работы

Совет 5:
Определитесь, чего Вы хотите. Беда многих людей в том, что они не знают, чего хотят. Мне часто приходится слышать — «Я несчастен&. Но один несчастен потому, что ему нечего поесть, а другой оттого, что его «Мерседес» хуже, чем у соседа. «Несчастье» проистекает от какой-то нереализованной потребности, поэтому хорошо подумайте над тем, что именно и почему вас беспокоит, и чего вы хотите на самом деле. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Бывает, что истинная проблема, осознанно или неосознанно, скрывается за другими проблемами.

У меня была пациентка, которую беспокоили головные боли, раздражительность, быстрая утомляемость. Она считала это связанным с тем, что она много курит. Традиционные методы лечения эффекта не давали. Когда мы начали над этим работать, неожиданно выяснилось, что основной причиной чрезмерного курения является неосознанное желание избежать половой близости с нелюбимым мужем. В результате: женщина развелась с мужем, сменила работу, у неё нормализовалось самочувствие, она стала значительно меньше курить, и самое главное — почувствовала себя счастливой.

Определившись со своими желаниями и стремлениями, не бросайтесь их тут же реализовывать, а снова хорошенько подумайте — «А действительно ли мне это нужно?& Представьте во всех подробностях то состояние, когда цель уже достигнута. Что Вы при этом ощутите? Как к вам станут относиться ваши родственники и окружающие люди? Не появятся ли от этого новые, более серьезные проблемы?

Типичный пример — история Остапа Бендера. Он поставил перед собой ясную и конкретную цель («миллион для полного счастья»), приложил массу усилий и вполне закономерно добился своего. При этом он особо не задумывался над тем — а что же будет потом? Отсюда и печальный конец.

Совет 6:
Ставьте перед собой конкретные цели. Поставленная перед собой цель должна быть предельно конкретной. Например, у вас ограничена подвижность, поэтому сужен круг общения и трудно найти подходящую работу на дому. Вы решаете приобрести компьютер для работы и выхода в Интернет, для чего, в свою очередь, необходимо раздобыть 300-500 долларов. Итак, перед вами конкретная сумма, теперь думайте, как её получить: заработать, накопить, занять, что-то продать и т.д. Выбираете наиболее подходящий вариант (или несколько вариантов одновременно) и начинаете действовать! Т.е. главную (стратегическую) задачу нужно разделить на более мелкие подзадачи, которые решить значительно проще.

В дальнейшем, необходимо ежедневно анализировать, что конкретно сделано по каждому направлению, в чем причины неудач и задержек. При необходимости корректируйте решаемые в данный момент подзадачи или свои действия. Не отчаивайтесь, если что-то не получается. Конкретная цель + упорство обязательно дадут ожидаемый результат!

Совет 7:
Ищите неиспользованные силы и возможности. «Все ресурсы необходимые для достижения успеха присутствуют в каждом человеке» — это один из основных постулатов психологии. Проблема в том, чтобы суметь воспользоваться этими ресурсами. Например, вам не хватает уверенности в себе, напористости, спокойствия в конфликтных ситуациях. Вспомните ситуацию из своего прошлого, когда вы чувствовали себя комфортно, уверенно, когда у вас все получалось. Т.е. найдите такого себя в прошлом, каким бы вы хотели быть в настоящем. Необходимо снова пережить ту прошлую ситуацию во всех подробностях: внешность и голоса ваших собеседников, окружающую обстановку, запахи, вкус еды, как вы были одеты, что ощущали в тот момент и т.д., и т.п.

ВНИМАНИЕ: нужную ситуацию и ощущения нужно именно пережить, т.е. снова стать участником, а не сторонним зрителем. Запомните искомое состояние и вернитесь в настоящее. Теперь надо закрепить найденное состояние: сложите пальцы руки в какой-нибудь особый жест, сожмите монету в кулаке и т.п. Теперь в трудные моменты, достаточно повторить это движение, чтобы «запустить» необходимое состояние. Эта техника, поначалу кажется сложной, но после некоторой тренировки, на поиск, закрепление и вызов необходимого ресурса уходит меньше времени, чем на чтение этих строк. Доказательством эффективности этой методики служит то, что с древнейших времен люди пользуются различными талисманами. Талисман — это тот самый «якорь», который вызывает чувства необходимые для достижения успеха.

Очень редко встречается ситуация, когда человек не может найти в своем прошлом необходимое «ресурсное» состояние. В этом случае, необходимо представить искомое состояние в вашем будущем, а дальше действовать точно так же.

В трудных жизненных ситуациях хорошо помогает метод «Робинзона Крузо. Помните, оказавшись на необитаемом острове, герой на одной половине листа написал то, чего он был лишен, а на другой половине — то, чем располагал. В итоге оказалось, что в его распоряжении имеется все необходимое чтобы выжить, хотя поначалу ситуация казалась безвыходной. В жизни, этот метод помогает реально оценить возникшие трудности, найти возможные решения проблемы и силы для их реализации. Главное здесь — проводить оценку максимально объективно, как будто вы оцениваете трудности и возможности постороннего человека.

Врач психиатр-психотерапевт
Кияшко Андрей Иванович

Психологическая реабилитация инвалида

Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи в правильном понимании и налаживании межличностных взаимоотношений, связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов, с методикой семейного воспитания, с формированием семейных и супружеских отношений в молодых семьях и созданием в них благоприятного микроклимата и др.

Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у него социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить его проблемы.

Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.

Читайте так же:  Пособия пенсионерам пенсия меньше 15000 рублей

Психокоррекция как активное психологическое воздействие должно обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.

Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечить своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиента, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.

Психопрофилактическая работапредставляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.

Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).

Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.

Психологический тренинг может также включать когнитивный тренинг психических функций (память, внимание), в задачи которого входит “тренировка” психических функций посредством определенного рода нагрузок.

Привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.

Для проведения индивидуальных и семейных форм работы по социально-психологической помощи требуется небольшое помещение, оснащенное соответствующей мебелью и осветительными приборами, магнитофоном, другими необходимыми материалами.

В кабинете групповой психотерапии проводятся групповые формы психотерапевтической работы, коммуникативный и другие виды социально-психологического тренинга, тренинг познавательных и др. функций, влияющих на социально-психологическую компетентность, аутотренинг, групповые психотерапевтические занятия с лицами, страдающими наркоманией.

Это должно быть значительное помещение, оснащенное легко передвигаемой мебелью, магнитофоном, другими необходимыми пособиями и предметами, используемыми в психологической работе. В случае проведения видеотренинга необходимо наличие видеокамеры, видеомагнитофона. Групповая психотерапия, как правило, проводится раз в неделю в течение 4 месяцев. Индивидуальная психотерапия может включать цикл посещений инвалидом психотерапевта (ориентировочно, один раз в неделю в течение 5 недель с длительностью сеанса 50 минут).

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9781 — | 7480 — или читать все.

Меры социальной поддержки и помощь людям с ограниченными возможностями

Проблемы людей с ограниченными возможностями в нашей стране рассмотрены не особо тщательно, а существующие меры социальной поддержки инвалидов от государства не достаточны. Зачастую не хватает психологической и социальной помощи, а так же материального обеспечения.

Государственная помощь людям с ограниченными возможностями заключается в ряде мер, направленных на преодоление сложностей, связанных с их жизнеобеспечением, с социальными гарантиями:

  • обеспечение инвалидов жильем, льготы по его оплате;
  • помощь в получении образования (особые условия при сдаче вступительных экзаменов, специализированные образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями, повышенная стипендия и т.д.);
  • обеспечение людей с ограниченными возможностями трудовыми местами, особые условия труда;
  • право на санаторно-курортное лечение;
  • материальная помощь инвалидам в виде пособий, выплат, компенсаций, пенсий;
  • социальная поддержка людей с ограниченными возможностями включает в себя и медико-социальную помощь, которая может быть оказана социальными работниками на дому или в виде сопровождения нуждающегося в медицинском осмотре человека в медицинское учреждение.

Меры социальной поддержки от государства

Меры социальной поддержки от государства людям с ограниченными возможностями достаточно многочисленны. Социальный работник может оказать помощь в решении бытовых вопросов – например, в стирке, уборке, покупке продуктов или медикаментов. Для того чтобы получить поддержку от государств, достаточно написать заявление (в случае просьбы о дополнительной материальной помощи, необходимо будет предоставить документы, доказывающие, что человек в ней действительно нуждается).

Сложности в получении социальной поддержки от государства в том, что лицам с ограниченными способностями приходится доказывать свою беспомощность. Кроме того, зачастую материальных средств, предоставляемых государством, просто не хватает на полноценную поддержку и на обеспечение инвалидов всем необходимым для обычной человеческой жизнедеятельности.

Проблемы инвалидов становятся особенно актуальными, когда для возвращения к полноценному существованию требуется дорогостоящая операция или оборудование, которого в России попросту нет. Что уж говорить о психологической помощи, в которой так нуждаются инвалиды, особенно если они находятся в детском возрасте.

В чем заключается психологическая помощь людям с ограниченными возможностями

Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями необходима в первую очередь детям, потому что в детстве острее воспринимаешь свое отличие от других. Безусловно, можно оставить ребенка на домашнее обучение, опасаясь, что в школе он столкнется с непониманием сверстников, что большая психологическая нагрузка окажется ему не по плечам. Однако специалисты в один голос твердят, что лучше адаптироваться в будущем к социальной среде помогает именно нахождение в ней на равных с другими людьми.

Конечно, многое зависит от самих людей с ограниченными возможностями, — от их характера, силы воли, способности и желания развиваться. Но и семьи, а также окружающие их посторонние люди вне стен родного дома несут на себя ответственность за то, насколько комфортно инвалиды будут себя чувствовать.

Оказать помощь людям с ограниченными возможностями вы можете, даже не имея профессиональных навыков по уходу за инвалидами. Постарайтесь помочь нуждающимся, в том виде деятельности, который ближе для вас. Неважно, разошлете ли вы друзьям из соцсетей информацию о поддержке человека, или сами снабдите его необходимой информацией в области юриспруденции, оформления документов или любой другой, в которой вы чувствуете себя как рыба в воде, — ваша помощь никогда не будет лишней.

Читайте так же:  Добавка пенсионеру мвд при наличии гражданского стажа

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

Как обнаружилось по итогам теоретического анализа, родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии. Следовательно, первоочередное направление психологической помощи – оптимизация психологического состояния родителей детей-инвалидов. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи.

Второе направление – ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к детям с нарушениями здоровья, действующей на сознательном уровне, – устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.

И, наконец, третье направление психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – непосредственно оптимизация родительско-детских отношений, гармонизация психологического климата в семье.

Е.Г. Силяева [44] считает, что психологическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями здоровья, должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях, к которым она относит:

По мнению В.В. Ткачевой [50], основные цели работы психолога с семьей ребенка с нарушениями здоровья – это:

  1. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  2. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
  3. Коррекция внутреннего психологического состояния матери;
  4. Коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

Для реализации перечисленных целей психологу необходимо решить следующие задачи [50]:

С точки зрения Т.Н. Волковской [7], формы работы психолога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья определяются степенью их готов­ности к сотрудничеству. Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:

  1. Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с ро­дителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. «В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная крити­ка действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уме­стно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая резуль­таты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоци­ровать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуж­дения всех сторон проблемы их ребенка» [7, с.113].
  2. По итогам всестороннего обследования ребенка – подробное обсуждение общего состояния психического развития ребен­ка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, услов­но-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его де­фекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздей­ствия.
  3. Этап собственно коррекционной работы.

Для осуществления коррекционной работы психологу, работающему с семьями детей-инвалидов, целесообразно использовать методическое пособие И.Ю.Левченко, В.В. Ткачевой «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» [23]. В данном пособии подробнейшим образом описаны направления, цели, задачи, этапы, формы и методы работы психолога с данной категорией семей, разработаны рекомендации по специфике взаимодействия с различными типами матерей, и т.п.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов [11]:

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Осуществляя психологическую помощь семье ребенка с ограниченными возможностями, необходимо быть готовым к нелегкому труду. А. Васильева пишет: «Психологию ребенка-инвалида определяют, прежде всего, его родители, поэтому так важна психологическая работа именно с родителями. Это необходимо для воспитания неущербного, самодостаточного члена общества. И главная … задача – изменить позицию родителей детей-инвалидов по отношению к собственному ребенку. Надо хорошо понимать психологию этих людей, быть готовым к длительной и кропотливой работе. Здесь не стоит ждать быстрых результатов» [6].

Однако в случае успеха результат более чем компенсирует все затраченные усилия: «Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким – все это позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции больного ребенка» [13].

Резюме. Таким образом, родители детей-инвалидов испытывают выраженный психологический стресс, находятся в состоянии психологической и социальной дезадаптации. Состояние родителей детей-инвалидов с выраженным нарушением интеллекта усугубляется тем, что вероятность выздоровления ребенка, как правило, исключена, а его болезнь воспринимается обществом негативно, с насмешкой, и родители испытывают чувства безысходности, вины и стыда. Все это сказывается на их отношении к детям, которое зачастую становится неадекватным, противоречивым. А поскольку родительское отношение является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие ребенка и на его психологическое состояние, сами дети-инвалиды в результате оказываются в неблагоприятных для развития условиях. Поэтому родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта в подавляющем большинстве случаев требует психологической коррекции.

Читайте так же:  Оказание стоматологической помощи на дому инвалидам

Однако в современной науке родительское отношение к детям-инвалидам с выраженными нарушениями интеллекта изучено недостаточно. Для более подробного изучения данной проблемы необходимо эмпирическое исследование.

Оказание психологической помощи инвалидам

Государственное бюджетное учреждение
Владимирской области

“Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи”

Видео (кликните для воспроизведения).

600000 г.Владимир,
ул.Летне-Перевозинская, д.5
[email protected]

Этим детям нужна семья

Психолого-педагогическая помощь детям-инвалидам

внутриведомственного взаимодействия по разработке перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и подготовки информации по их реализации

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок определяет правила внутриведомственного взаимодействия по разработке перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

1.2. В целях реализации настоящего порядка государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (ГБУ ВО «ЦППиСП») организует работу по разработке перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

1.3. Перечень мероприятий разрабатывается на срок действия индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида.

1.4. Разработка перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее – Перечень мероприятий) осуществляется:

  • ГБУ ВО «ЦППиСП» для ребенка-инвалида, воспитанника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования, (далее – Управление образования) по месту жительства ребенка-инвалида, проживающего с родителями (законными представителями).

1.5. Исполнителями мероприятий (далее – Исполнитель) выступают:

  • образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, основные общеобразовательные программы, адаптированные образовательные программы, программы среднего профессионального образования, программы дополнительного образования;
  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • другие организации (в том числе структуры управления образования).

1.6. Передача выписки из индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее – Выписка), иной информации о ребенке-инвалиде осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

2. Передача выписок из ИПРА ребенка-инвалида,

разработка мероприятий психолого-педагогической реабилитации

или абилитации ребенка-инвалида

2.1. ГБУ ВО «ЦППиСП»:

2.1.1. Осуществляет прием от федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области» Министерства труда и социальной защиты РФ (далее – Главное бюро МСЭ) Выписки.

2.1.2. Направляет Выписку в 3-х дневный срок с даты ее поступления в муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, по месту жительства ребенка-инвалида.

2.2. ГБУ ВО «ЦППиСП», Управление образования:

2.2.1. В день поступления Выписки на ребенка-инвалида регистрируют ее в «Журнале учета выписок из индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида» (далее – Журнал учета выписок) по форме согласно приложению №1. Журнал должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью организации.

2.2.2. Для разработки Перечня мероприятий собирают необходимую для этого информацию о ребенке-инвалиде (обучается или не обучается, данные о родителях (законных представителях), о семейном окружении и т.п.).

2.2.3. Разрабатывают Перечень мероприятий в течение 1 месяца с даты поступления Выписки по форме согласно приложению № 2 с учетом рекомендаций согласно приложению № 3.

2.2.4. Выдают родителям (законным представителям) ребенка – инвалида Перечень мероприятий, информируют их о целях, задачах, исполнителях мероприятий, о чем делают отметку в Журнале учета выписок.

2.3. Управление образования направляет в ГБУ ВО «ЦППиСП» Перечень мероприятий в течение 7 дней с даты их разработки, а также уведомляет, если по указанным в Выписке адресам места жительства и места постоянной регистрации ребенок-инвалид не проживает.

3. Исполнение мероприятий психолого-педагогической

реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

3.1. Перечень мероприятий для их исполнения направляется Исполнителям в течение 7 дней с даты их разработки:

3.1.1. ГБУ ВО «ЦППиСП»:

  • в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на детей-инвалидов, воспитанников этих организаций, и в образовательные организации, в которых они обучаются.

3.1.2. Управление образования:

  • в государственные специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты на детей-инвалидов, обучающихся в этих организациях;
  • в государственные профессиональные образовательные организации на детей-инвалидов, обучающихся в этих организациях;
  • в дошкольные образовательные организации и в общеобразовательные организации на детей-инвалидов, обучающихся в этих организациях;
  • в организации дополнительного образования, в другие организации (по согласованию).

3.2. Исполнители в течение 10 дней с даты получения Перечня составляют индивидуальный план по выполнению мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, указанных в Перечне мероприятий с учетом рекомендаций согласно приложению № 3.

3.3. При изменении условий организации обучения (изменение образовательной программы) ребенка-инвалида:

3.3.1. Исполнитель уведомляет разработчика Мероприятий об изменении условий организации обучения в течение 7 дней.

3.3.2. ГБУ ВО «ЦППиСП», Управление образования вносят соответствующие изменения и дополнения в Перечень мероприятий и направляют его Исполнителю в течение 1 месяца с даты получения уведомления.

4. Предоставление информации о выполнении

мероприятий психолого-педагогической реабилитации

или абилитации ребенка-инвалида

4.1. Не позднее трех месяцев до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида Исполнитель заполняет графу 5 Перечня мероприятий (приложение № 2) и направляет его:

  • в ГБУ ВО «ЦППиСП» — организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в Управление образования — областные специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты; образовательные организации среднего профессионального образования; дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; организации дополнительного образования; другие организации.

4.2. Управление образования готовит сводную информацию об исполнении мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида на каждого ребенка-инвалида по форме согласно приложению № 4 и предоставляет ее в ГБУ ВО «ЦППиСП» не позднее двух месяцев до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида.

4.3. ГБУ ВО «ЦППиСП» готовит сводную информацию об исполнении мероприятий на каждого ребенка-инвалида по форме согласно приложению № 5 и направляет ее в Главное бюро МСЭ не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида.

Источники

Оказание психологической помощи инвалидам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here