Какие налоговые льготы планируют отменить

Самое главное по теме: "Какие налоговые льготы планируют отменить" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Могла ли отмена налоговых льгот избавить от повышения пенсионного возраста?

Экспертный центр Конфедерации труда России (КТР) провёл исследование, результатом которого стал доклад под названием «Изменение налоговых льгот как возможность увеличить социальные расходы». В нём экономисты попытались ответить на главных вопрос: могла ли отмена ряда льгот по налогам избавить от необходимости проведения с 2019 года пенсионной реформы.

Расчеты

Посчитано, что потенциальные доходы бюджета от отмены части налоговых льгот могли составить 1,451 трлн руб., или 4,5% от существующих доходов консолидированного бюджета.

Таблица «Потенциальные доходы бюджета от отмены налоговых льгот».

Вид налога Млрд руб.
НДПИ 341,7
Экспортная пошлина 359,6
Налог на имущество 324
НДС 300
Налог на прибыль 125
ИТОГО 1451,3

Оказалось, что в совокупности с дополнительными доходами от повышения НДС последняя сумма полностью покрывает дефицит Пенсионного фонда России.

Эксперты объясняют, что повышение налогов потенциально может увеличить попытки ухода от них, однако такие риски возможны только в части налога на прибыль и НДС. Например:

  • занижение налоговой базы по налогу на имущество существенно увеличивает налог на прибыль, так как уменьшаются расходы на амортизацию основных средств;
  • уход от НДПИ и экспортных пошлин в силу особенностей их администрирования и контроля практически невозможен.

На фоне низкой налоговой нагрузки в России относительно других стран, отмена льгот не приведет к существенному изменению структуры доходов в экономике. А возможный уход от налогов тоже затруднен вследствие особенностей их администрирования.

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Игра в преференции: из-за льгот для бизнеса регионы потеряли 211 млрд

Послабления по налогам признали неэффективными в 25 субъектах, но их власти готовы с этим поспорить.

Льготы для бизнеса по налогу прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у «Известий»). В целом по стране результат не дают более 30% таких преференций. Другой вид послаблений — по налогу на имущество — непродуктивен в 12 регионах (при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого замминистра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций — ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.

От Петербурга до Камчатки

Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина к главам субъектов.

В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО. В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах: Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге. Средний по стране показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.

Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.

Не до льгот

В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе «Известий».

В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили, что масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого, субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.

«Известия» опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили, что в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в республике инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн рублей. Формально, она действительно неэффективна, однако на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в регион, поэтому отменять ее в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.

В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов Территорий опережающего развития истекает в конце 2021 года, однако регион откажется от нее на год раньше.

Общий объем предоставленных Санкт-Петербургом стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций в 2018 году составил порядка 15 млрд рублей. В Петербурге проведен мониторинг правоприменения действующего регионального налогового законодательства. Отдельные льготы были признаны неэффективными. Правительство Санкт-Петербурга разработало законопроект, на основании которого они подлежат отмене или замене на субсидии.

В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.

«Известия» также обратились в другие субъекты с просьбой прокомментировать эффективность налоговых льгот, действующих на их территории. В Нижегородской области заявили, что общая сумма преференций по налогам на прибыль и на имущество в 2018 году составила 3,7 млрд рублей. С начала года было отменено четыре льготы в связи с их неэффективностью.

В Пермском крае сказали, что по итогам 2018 года из общего объёма льгот на сумму 10,2 млрд рублей неэффективными признаны две льготы: для организаций в отношении имущества авиационной инфраструктуры и для потребительских кооперативов в сфере жилищного строительства.

В Томской области за тот же период было предоставлено стимулирующих льгот на 390 млн рублей. Четыре из них на сумму 108 млн рублей имели по итогам 2018 года положительный бюджетный эффект.

Читайте так же:  Ржд накопительная часть пенсии


Cамарская область предоставляет льготы по налогу на прибыль на сумму 3,5 млрд рублей и на имущество — на 2,3 млрд. Ряд льгот признаны неэффективными, их планируется заменить адресной поддержкой предприятий.

В Ханты-Мансийском АО — Югра 74,29% льгот по налогу на прибыль (на сумму 12,5 млрд рублей) признаны эффективными с точки зрения окупаемости для бюджета. По налогу на имущество аналогичные показатели составляют 99% или 3 млрд рублей.

В ЯНАО, Алтайском крае, Калининградской, Челябинской, Иркутской, Волгоградской, Орловской и Ростовской областях сообщили, что неэффективных льгот у них нет.

В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы «Известий».

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Внутренний риск

Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль за финансами. В частности, ведомство установило жесткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем, соответственно, выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае — одном из «антилидеров» условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов, вес преференций сократился с 3,8% в 2016 до 2,3% в 2018-м, в Оренбургской области — с 2,6% до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.

Впрочем, 30% и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно — это все ещё довольно существенный показатель, полагает главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируются из федерального центра. Фактически, это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.

Игра в преференции: из-за льгот для бизнеса регионы потеряли 211 млрд

Льготы для бизнеса по налогу прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у «Известий»). В целом по стране результат не дают более 30% таких преференций. Другой вид послаблений — по налогу на имущество — непродуктивен в 12 регионах (при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого замминистра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций — ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Эффективные и неэффективные налоговые льготы

Оказывается, чиновники ждут от налоговых льгот реальную прибыль и оценивают их именно по этим показателям. Это значит, что те налогоплательщики, которые какое-то время пользовались льготами, должны в идеале потом платить больше налогов. Такое инвестирование в развитие предприятий дало свой эффект во многих областях. Например, в Ленинградской области бывшие льготники: табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора» и завод Nokian Tyres сейчас платят налоги, объем которых значителен в региональном бюджете.

Эффективными по итогам 2018 года Минфин признал региональные льготы по налогам на прибыль и имущество организаций на сумму 87 млрд рублей. Чиновники отметили их положительное влияние на местные бюджеты. При этом они оказались эффективными не во всех регионах, ведь общий объем льгот по этим двум видам налогов обошелся субъектам РФ в 253 млрд рублей. Таким образом, эффективными оказались только 34% всех преференций по этим налогам.

Самыми эффективными в этом плане регионами были признаны:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — 15,7 млрд рублей;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ — 12,3 млрд рублей;
  • Ленинградская область — 4,4 млрд рублей.

В общей сложности все налоговые преференции обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей соответственно, следует из статистики Минфина. А вот в Москве и еще 37 российских регионах налоговые льготы не принесли местным бюджетам дополнительных доходов. В остальных положительный эффект от льгот оказался незначительным. При этом лидирует по льготам именно Москва, там их объем составил 44 млрд рублей.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество являются стимулирующими льготами и должны ускорять рост экономики и инвестиций. Именно по этим показателям они оцениваются в методологии Правительства. Это значит, что налогоплательщики, которые пользуются преференциями, должны увеличивать свои обороты, повышать приток капиталовложений, привлекать инвестиции, открывать новые направления и создавать рабочие места. Только при таких условиях можно ожидать дополнительные доходы в казну, которые должны быть выше, чем расходы на стимулирование экономической деятельности. Как отметил заместитель финансов РФ Владимир Колычев, при оценке целесообразности налоговых льгот нужно обязательно учитывать затраты на их администрирование, а также соответствие преференций задачам развития экономики государства. В случае неэффективности их нужно заменять альтернативными мерами государственной поддержки бизнеса, например, субсидиями.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

Читайте так же:  Льготы по оплате жку ветеранам труда

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Что случилось?

Минфин России проанализировал и в первый раз тщательно оценил эффективность налоговых льгот для бизнеса. Для этого была применена специально разработанная Правительством РФ методология. Как сообщают «Известия», в результате этого исследования эффективными оказались лишь 34% преференций, а неэффективными чиновники признали остальные 66% налоговых льгот. Какие именно преференции попали в немилость?

От каких налогов могут освободить бизнес и граждан в 11 субъектах РФ

В законопроекте идет речь об отмене на Дальнем Востоке восьми федеральных налогов:

  • НДС;
  • уплаты акцизов;
  • НДФЛ;
  • налога на прибыль организаций;
  • налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • водного налога;
  • уплаты госпошлины;
  • сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги и сборы депутат предлагает оставить. Также он не хочет отменять такие льготные режимы налогообложения, как упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения, особенно популярные у ИП.

Цель отмены налогов на Дальнем Востоке

Освобождение граждан, ИП и российских организаций от федеральных налогов благотворно скажется на уровне жизни жителей Дальневосточного федерального округа, считает автор законопроекта. При этом объем федерального бюджета в виде выпадающих доходов уменьшится незначительно. Взамен появится реальная мотивация для граждан и представителей бизнеса из других регионов переселиться в Дальневосточный регион, в том числе для создания новых российских организаций, чья деятельность будет направлена на повышение экономического потенциала страны в целом.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Что будет с неэффективными льготами

Льготы по налогам на прибыль и на имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставляются только определенным категориям налогоплательщиков, к которым, в частности, относятся:

  • фармакологические компании;
  • инновационные организации;
  • резиденты ОЭЗ или ТОР;
  • исполнители специнвестконтрактов;
  • социальные организации (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги).

У местных властей есть право уменьшать региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальная ставка по налогу на имущество составляет 2,2% от стоимости актива. У регионов есть право снижать ставку до 0%. Минфин называет практику расширения налоговых преференций одним из основных внутренних рисков для бюджетной системы России. За последние 5 лет налогоплательщики получили право на более 100 новых льгот, что привело к недополучению бюджетной системой РФ около 720 млрд рублей.

Всего, по подсчетам Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. И пока чиновники не знают, как повысить их эффективность. Ясно только, что сделанные выводы будут учтены в межбюджетных отношениях. Скорее всего, уже к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей. То есть бизнесу придется платить больше налогов.

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Для россиян могут отменить налоговые льготы

Минфин предложил отменить налоговые льготы, если они окажутся неэффективными.

Что за закон?

Ведомство хочет создать единый перечень “налоговых расходов”, то есть выпадающих доходов бюджета из-за преференций, льгот по налогам и всевозможных мер поддержки. С текстом законопроекта, который пока находится в стадии общественного обсуждения, можно ознакомиться на портале нормативно-правовых актов.

Также предлагается создать механизм оценки их эффективности. Если меры господдержки покажут себя неэффективными, то их необходимо будет пересматривать или отменить вовсе.

В документе не приводится конкретный перечень льгот, однако в общих положениях сказано, что налоговые расходы могут быть социальными, то есть направленными на поддержку населения, техническими (финансовыми), которые направлены на сокращение расходов налогоплательщиков, а также стимулирующими, которые предоставляются предпринимателям для повышения экономической активности.

Фактически, авторы хотят систематизировать все налоговые льготы, какие есть: как для граждан, так и для бизнеса.

Эффективность льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки — субсидиями, госгарантиями и совершенствованием надзора. Кроме того, каждый налоговый расход проверят на самоокупаемость. Интересно, что кураторами налоговых расходов станет не независимая сторона вроде Счётной палаты, а сами ведомства, которые и предоставляют льготы. Поэтому насколько будет объективен такой контроль – не ясно.

Читайте так же:  Количество гарантия
Видео (кликните для воспроизведения).

Предполагается, что закон заработает с 1 января 2019 года, а механизмы оценки эффективности создадут 1 июля 2019 года.

Что не нравится Минфину?

Налоговые вычеты и льготы до сих пор никак не систематизированы. Они разбиты по отдельным нормативным актам, и о многих граждане и бизнес даже не подозревают. Несмотря на то, что многие из них реализуются в рамках госпрограмм, которые предполагают некие целевые ориентиры, понять, была ли польза от предоставления конкретных льгот, сейчас невозможно.

Такая практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения дефицитных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния – предупреждали в министерстве в докладе о необходимости инвентаризации налоговых льгот.

Налоговые расходы действительно намного больше, чем могут показаться. Если в 2015 году на это тратилось 1,9 трлн рублей, то в 2018 году – 3,1 трлн рублей – следует из “Основных направлений бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 году и плановый период 2020 и 2021 год” Минфина.

Больше всего налогов недополучает государство не от граждан, а от крупного бизнеса. Львиная доля налоговых расходов приходится на раздел «Национальная экономика» — более 85%, или 2,6 трлн руб. В разрезе госпрограмм самая большая статья – “Воспроизводство и использование природных ресурсов”, на которые тратится 1,2 трлн рублей налоговых расходов в 2018 году. Ещё 450 млрд рублей тратится на “Развитие сельского хозяйства”. Более 1,5 трлн рублей приходится на льготы по уплате НДС и ввозной таможенной пошлине.

В 11 регионах РФ предложили отменить НДС, НДФЛ и другие федеральные налоги

В каких регионах РФ хотят отменить налоги

Законопроект направлен на освобождение граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций Дальневосточного региона России от налогов и сборов. Депутат в пояснительной записке к законопроекту отмечает, что Дальний Восток — это наиболее удаленный от центра регион России и самый депопулирующий. Здесь по состоянию на 2019 год проживает всего 5% населения России (6,5 млн человек), а территория огромная. За последние годы демографические потери в регионе достигли 22%. Здесь, кроме удаленности от центра, присутствуют суровые климатические условия, ограниченность инфраструктуры (дорожной, энергетической и т. п.).

Поэтому отмена налогов может стать стимулом для открытия бизнеса и переезда граждан из других регионов РФ и даже стран. К тому же, как сказано в пояснительной записке:

Все регионы Дальнего Востока являются дотационными, из которых, согласно данным Росстата, четыре дальневосточных субъекта Российской Федерации входят в десятку самых дотационных субъектов РФ. Это означает, что направляемые в федеральный бюджет налоги потом возвращаются обратно в виде трансфертов или иным способом, и то не в полном объеме.

Речь идет об одиннадцати субъектах Российской Федерации:

  1. Республика Саха (Якутия).
  2. Бурятия.
  3. Приморский край.
  4. Хабаровский край.
  5. Забайкальский край.
  6. Амурская область.
  7. Камчатская область.
  8. Магаданская область.
  9. Сахалинская область.
  10. Еврейская автономная область.
  11. Чукотский автономный округ.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

От Петербурга до Камчатки

Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина к главам субъектов.

В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО. В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах: Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге. Средний по стране показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.

Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной думы поступил законопроект № 886255-7 о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ , направленный на установление масштабных льгот для жителей и организаций нескольких российских регионов. Его автор — депутат Госдумы от партии ЛДПР Андрей Андрейченко — фактически предлагает освободить граждан и бизнес от уплаты всех налогов.

Читайте так же:  Возврат накопительной части пенсии

Шансы на принятие и вступление в силу

На проект получено отрицательное заключение правительства РФ в его старом составе. Возможно, что обновленный Кабмин имеет другую позицию по налоговым льготам. Если чиновники разрешат, а депутаты поддержат, то поправки в НК РФ могут вступить в силу с начала 2021 года.

Минфин обнародовал предложения по отмене налоговых льгот

Отчет, опубликованный на официальном сайте Минфина, содержит 13 глав. Каждая посвящена оптимизации той или иной затратной статьи расходов федерального бюджета и расчетами по выгодам в случае их отмены. Расчетами занимались эксперты из РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров.

13 глава, в частности, посвящена инвентаризации налоговых льгот и возможным последствиям. Подробнее о ней рассказывает Газета.ру:

Эксперты отмечают, что в российском законодательстве размыто само понятие налоговой льготы — прямо наличие льгот предусмотрено только для земельного налога и налога на имущество организаций.

Кроме того, налоговые льготы работают эффективно только при условии развитой конкуренции. Если они распространяются на компании, занимающие доминирующее положение на рынке, то «существенны риски имитаций и замещения», говорится в докладе.

В итоге экономисты предложили провести ревизию действующей системы налоговых льгот.

В частности, предлагается отменить льготную ставку НДС для СМИ и пересмотреть список продукции, для которой предусмотрена ставка по НДС 10%. Действующая ставка без учета льготы составляет 18%.

В числе товаров, облагающихся по льготной ставке, значатся молочные продукты, растительное масло, мясо, яйца, сахар, хлеб и ряд других товаров.

Отмена льгот по НДС приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 123 млрд рублей, посчитали в Центре развития Высшей школы экономики. Сборы НДС составят 4,4 трлн рублей (плюс 176 млрд рублей по сравнению с базовым вариантом).

При этом эксперты предупреждают, что в случае увеличения ставки НДС до 18% по товарам, которые сейчас облагаются по льготной ставке, цены на них вырастут на 7,3%. В итоге объемы потребления снизятся. ВВП сократится на 0,2%, товарооборот — на 0,81%. Замедление роста ВВП будет смягчено тем, что одновременно с сокращением товарооборота снизится импорт (на 1%), потому что немного укрепится курс рубля.

Эти оценки являются максимально возможными. Основой для расчета послужили прогнозы ВШЭ на 2014 год. Базовый сценарий предполагает, что при сохранении стабильных внешних условий продолжится замедление темпов роста российской экономики.

Ранее мы писали, что Минфин нашел 13 способов сэкономить бюджетные средства. Урезать предлагается, в основном, расходы на социальную сферу: это сокращения индексации базовой части пенсии с двух раз в год до одного, отмена материнского капитала, сокращение числа государственных вузов, привлечение к финансированию науки частных денег, перевод работников культурной сферы на «эффективный контракт» и так далее. Кроме того, предполагается на ближайшие шесть лет отменить ряд налоговых льгот, что должно пополнить бюджет на 1,3 триллиона рублей.

Как мы писали ранее, с предложением провести инвентаризацию и отменить неэффективные налоговые льготы выступил также Совет Федерации. Сенаторы считают, что это важный резерв расширения и укрепления региональных и местных бюджетов.

Кроме того, мы сообщали, что Минфин подготовил проект «Основных направлений налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов». Как следует из документа, Правительство не намерено менять структуру налоговой системы в ближайшие три года и вводить новые налоги, кроме уже внесенных в Госдуму. В то же время россиян ждет повышение ставок, изменение правил исчисления и уплаты некоторых налогов, совершенствование процедур их сбора. Так, гражданам придется платить новый налог, только один — на имущество физических лиц. Исчисление старых будет изменено ради расширения круга налогоплательщиков. Это должно увеличить доходы региональных бюджетов.

В частности, с 2014 года регионы начнут переходить на новую систему исчисления налога на имущество физических лиц. Населению придется платить за квартиры, дома, дачи и землю больше — налог будет высчитываться из кадастровой стоимости. Она в разы выше, чем действующая инвентаризационная. Введение налога на имущество Минфин решил начать именно с частных лиц. Предприятия тоже будут платить этот налог, но не ранее 2018 года.

Кроме того, министерство изменило подход к введению налога на депозиты в банках. Налогом на депозиты (35% от прироста капитала) будет облагаться процентный доход по вкладам, у которых ставка превысит установленный уровень.

Еще один способ повышения доходов бюджетной системы — увеличение акцизов на алкоголь, табак и бензин. Повышать их Минфин планирует с учетом реально складывающейся экономической ситуации

В конце прошлого года власти пообещали россиянам в течение шести лет не повышать налоги. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что изменения налоговой системы возможны, однако в результате преобразований нагрузка на налогоплательщиков может только снизиться.

Добавим, весной 2012 года Министерство финансов представило Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. Как гласит документ, в трехлетней перспективе приоритеты правительства в области налоговой политики остаются прежними. Это создание эффективной и стабильной налоговой системы, поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности. Планируется снижение нагрузки на труд и капитал и её повышение «на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов». Кроме того, намечен переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Альтернативы

Эксперты КТР отмечают, что оптимизация налоговых льгот может выступить лишь частью назревшей масштабной налоговой реформы, в рамках которой ключевыми шагами стали бы:

  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • увеличение налогов на рентные доходы (от природных ресурсов);
  • сокращение имущественного налога на граждан со средними и низкими доходами.

Согласно годовому отчету ПФР за 2017 год, из федерального бюджета на выполнение обязательств по страховым пенсиям было направлено 2,07 трлн руб., вкл. 434 млрд руб. компенсации пониженных тарифов страховых взносов для отдельных субъектов экономической деятельности.

Эксперты полагают, что Правительство рассмотрело далеко не все возможности решения проблемы дефицита Пенсионного фонда. Одним из источников пополнения его бюджета могла бы стать отмена ряда налоговых льгот, которые неэффективны либо не несут значимого экономического эффекта для развития экономики.

Читайте так же:  Обналичивание материнского капитала на строительство дома

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

66% налоговых льгот хотят отменить

Не до льгот

В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе «Известий».

В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили, что масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого, субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.

«Известия» опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили, что в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в республике инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн рублей. Формально, она действительно неэффективна, однако на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в регион, поэтому отменять ее в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.

В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов Территорий опережающего развития истекает в конце 2021 года, однако регион откажется от нее на год раньше.

Общий объем предоставленных Санкт-Петербургом стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций в 2018 году составил порядка 15 млрд рублей. В Петербурге проведен мониторинг правоприменения действующего регионального налогового законодательства. Отдельные льготы были признаны неэффективными. Правительство Санкт-Петербурга разработало законопроект, на основании которого они подлежат отмене или замене на субсидии.

В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.

«Известия» также обратились в другие субъекты с просьбой прокомментировать эффективность налоговых льгот, действующих на их территории. В Нижегородской области заявили, что общая сумма преференций по налогам на прибыль и на имущество в 2018 году составила 3,7 млрд рублей. С начала года было отменено четыре льготы в связи с их неэффективностью.

В Пермском крае сказали, что по итогам 2018 года из общего объёма льгот на сумму 10,2 млрд рублей неэффективными признаны две льготы: для организаций в отношении имущества авиационной инфраструктуры и для потребительских кооперативов в сфере жилищного строительства.

В Томской области за тот же период было предоставлено стимулирующих льгот на 390 млн рублей. Четыре из них на сумму 108 млн рублей имели по итогам 2018 года положительный бюджетный эффект.


Cамарская область предоставляет льготы по налогу на прибыль на сумму 3,5 млрд рублей и на имущество — на 2,3 млрд. Ряд льгот признаны неэффективными, их планируется заменить адресной поддержкой предприятий.

В Ханты-Мансийском АО — Югра 74,29% льгот по налогу на прибыль (на сумму 12,5 млрд рублей) признаны эффективными с точки зрения окупаемости для бюджета. По налогу на имущество аналогичные показатели составляют 99% или 3 млрд рублей.

В ЯНАО, Алтайском крае, Калининградской, Челябинской, Иркутской, Волгоградской, Орловской и Ростовской областях сообщили, что неэффективных льгот у них нет.

В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы «Известий».

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Внутренний риск

Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль за финансами. В частности, ведомство установило жесткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем, соответственно, выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае — одном из «антилидеров» условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов, вес преференций сократился с 3,8% в 2016 до 2,3% в 2018-м, в Оренбургской области — с 2,6% до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.

Впрочем, 30% и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно — это все ещё довольно существенный показатель, полагает главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируются из федерального центра. Фактически, это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.

Источники

Какие налоговые льготы планируют отменить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here