Государственные гарантии по оплате труда работников

Самое главное по теме: "Государственные гарантии по оплате труда работников" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 130 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 130 ТК РФ

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

абзац третий утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Трудовое право

Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда

В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  1. величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации
  2. величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы в Российской Федерации
  3. меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы
  4. ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы
  5. ограничение оплаты труда в натуральной форме
  6. обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами
  7. государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда
  8. ответственность работодателя за нарушение требований законодательства, договоров о труде в области заработной платы
  9. сроки и очередность выплаты заработной платы

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Однако в ст. 421 ТК РФ говорится о том, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 17 сентября 2003 года с 1 октября 2003 года размер минимальной заработной платы определен в 600 руб. в месяц, что гораздо ниже прожиточного минимума.

При этом субъектам Российской Федерации, не получающим дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предоставлено право с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений соответствующего субъекта РФ устанавливать более высокий размер минимальной оплаты труда.

Нельзя не заметить, что ст. 421 ТК РФ, исключающая возможность применения нормы о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, вступает в противоречие с общей частью трудового законодательства, Конституцией РФ, международно-правовой регламентацией труда.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда. Достойная жизнь не может быть обеспечена при заработной плате ниже прожиточного минимума.

Следовательно, из данной конституционной нормы можно выделить одно юридически значимое обстоятельство, непосредственно касающееся минимального размера оплаты труда, а именно установление минимальной оплаты труда, обеспечивающей достойную жизнь человека, то есть не ниже прожиточного минимума.

В ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено правило о том, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы вытекает обязанность государства установить минимальный размер оплаты труда, обеспечивающий достойное работающего существование для него самого и членов его семьи.

Достойный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи работающего и на него самого.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому работающему в качестве минимума гарантируется справедливое вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также вытекает обязанность государства установить минимальную заработную плату обеспечивающую удовлетворительное существование всех работников и членов их семей, то есть не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью правовой системы нашего государства. Требования Конституции РФ, перечисленных международных актов в части установления минимального размера оплаты труда не могут быть отменены путем включения нормы в ТК РФ, не позволяющей правоприменителю руководствоваться ими.

Приостанавливать действие названных норм Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах путем принятия ТК РФ с включением в него нормы, требующей принятия специального закона, определяющего порядок и условия их применения в этой части, также не допускается.

В связи с чем правоприменители обязаны руководствоваться ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и исключить применение противоречащей названным нормам, имеющим высшую юридическую силу, ст. 421 ТК РФ.

Кроме того, в ст. 2 ТК РФ к числу правовых принципов регулирования труда отнесено право каждого работника на получение справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также следует, что государство в лице полномочных органов гарантирует каждому работнику справедливый размер заработной платы, обеспечивающий достойное человека существование для него самого и членов его семьи.

Читайте так же:  Что надо для получения инвалидности

Данный размер, как уже отмечалось, не может быть ниже прожиточного минимума на самого работающего и членов его семьи. В ст. 2 ТК РФ помещены требования-принципы, которым должны соответствовать все другие нормы Кодекса, в том числе и ст. 421 ТК РФ.

В связи с изложенным все правоприменители, включая мировых судей, судей федеральных районных (городских) судов, правовых инспекторов труда, на основании ст. 7 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 ТК РФ обязаны по требованию работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума.

Трудовое право

Государственные гарантии по оплате труда

Конституция РФ устанавливает: «Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ч. 3 ст. 37). Данные конституционные положения конкретизируются и реализуются в законах, важнейшим из которых является Трудовой кодекс, и иных нормативных правовых актах, изданных в соответствии с законами, посредством которых устанавливаются государственные гарантии по оплате труда работников.

Надо отметить, что действующее трудовое законодательство впервые нормативно устанавливает гарантии по оплате труда, при этом они не просто декларируются, а обеспечиваются государством.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Открытый перечень основных минимальных государственных гарантий по оплате труда установлен ТК РФ. Они могут быть расширены на коллективно-договорном, локальном и индивидуально-договорном уровнях правового регулирования трудовых отношений.

Одной из важнейших государственных гарантий является установление минимального размера оплаты труда (МРОТ). Он выполняет две функции:

  • защищает работников от низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы;
  • является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов.

Минимальный размер оплаты труда является величиной не постоянной и устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» с 1 июня 2011 г. он составляет 4611 руб. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация означает корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом, обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.

Еще одной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодатели, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13% (ст. 224 НК РФ). Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка; социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения; имущественные, например на приобретение квартиры, и т.п.

Важной гарантией обеспечения трудовых прав работников является норма, предусматривающая ограничение оплаты труда в натуральной форме. Согласно действующему законодательству, выплата заработной платы по общему правилу производится в денежной форме (в волюте Российской Федерации). И только в порядке исключения, в соответствии с коллективным договором или индивидуальным трудовым договором, по письменному заявлению работника оплата труда может быть произведен в неденежной форме. Но при этом доля «натуральной» заработной платы не может превышать 20% начисленной месячной заработной платы.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной только при следующих обстоятельствах:

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, врезных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

При установлении выплаты заработной платы в натуральной форме учитываются и положения Конвенции МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» (Женева, 1 июля 1949 г.). Она предусматривает, что частичная вышага заработной платы натурой может быть разрешена в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной (п. 1 ст. 4). При этом необходимо обеспечить, чтобы выдаваемые товары могли быть использованы для личного потребления трудящегося и его семьи, а стоимость товара не была завышена.

В современных условиях, когда рынок может привести к неплатежеспособности хозяйствующих субъектов, установление гарантий для работников в пал учении ими заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности является весомым вкладом в защиту трудовых прав. Данная Конвенция предусматривает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, будут пользоваться положением привилегированных кредиторов либо в отношении заработной платы, которую они должны получить за услуги, оказанные в предшествовавший банкротству или ликвидации период, который будет определен национальным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать их долю. Порядок очередности погашения привилегированного кредита, представляющего собой заработную плату, по отношению к другим вилам привилегированного кредита должен определяться национальным законодательством (ст. 11).

Читайте так же:  Перечень документов для оформления инвалидности пенсионеру

Вместе с тем следует отметить, что российское трудовое законодательство недостаточно последовательно в этом случае. Декларируя данную гарантию, ТК РФ не устанавливает механизма ее обеспечения. В то же время в законодательной практике других государств существование гарантийных институтов для заработной платы (именно в трудовом праве) предусмотрено. Например, ст. 76 ТК Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3 «Резервный фонд заработной платы» предусматривает следующее правило: для обеспечения выплаты причитающейся работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд заработной платы.

Важной гарантией соблюдения трудового законодательства является институт государственного контроля (надзора) за полной и своевременной выплатой заработной платы. Несмотря на то что ТК РФ предусматривает различные способы защиты трудовых прав и свобод (ст. 352) (среди них — самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами и др.), государственный контроль (надзор) является самым действенным из них. Государственному контролю (надзору) и ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посвящена глава 57 ТК РФ.

Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, в том числе сроков и очередности выплаты заработной платы, — еще одна гарантия оплаты труда. Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для самого работодателя, так и для его должностных лиц. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства приласкаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ). Наиболее неблагоприятной по своим последствиям является уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ. Она устанавливает санкции за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат 1 В указанной статье есть примечание: «Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы». , совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Указанные деяния, если они повлекли тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
— величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
— абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
— меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
— ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;ограничение оплаты труда в натуральной форме;
— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
— государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
— сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарии к статье:

§ 1. Конституция РФ провозглашает, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7). Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждому работнику право на достаточный жизненный уровень. В связи с этим весьма актуальными являются условия о разработке системы минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня и качества жизни населения и уточнении методики определения структуры и стоимостной величины потребительских расходов в пределах прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения.

Читайте так же:  Пенсия детям сиротам по потере кормильца
Видео (кликните для воспроизведения).

§ 2. Для работников бюджетной сферы, оплата труда которых осуществлялась на основе единой тарифной сетки, роль государственной гарантии выполняла величина минимального размера тарифной ставки (оклада), размер которой устанавливался федеральным законом. При этом размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не мог быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с новой редакцией данной статьи для работников государственных и муниципальных учреждений в качестве государственной гарантии предусматривается величина базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленным для этих работников.

§ 3. К числу государственных гарантий отнесены также меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Эти меры включают индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Однако их реализация без законодательного закрепления соответствующего правового механизма весьма проблематична. Государственный характер данной гарантии обусловливает необходимость введения единого механизма индексации заработной платы как в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, так и в других. В связи с этим установление порядка индексации заработной платы для бюджетных организаций законами и иными нормативными правовыми актами, а для других организаций — коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 134 ТК) — это, по существу, игнорирование государственного характера данной гарантии, поскольку Кодекс не обязывает работодателей индексировать заработную плату даже в связи с повышением на федеральном уровне минимальной заработной платы.

§ 4. Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы — государственная гарантия, суть которой заключается в том, что государство охраняет заработную плату работника от необоснованных удержаний. Кодекс закрепляет перечень случаев, при наступлении которых могут быть произведены удержания из заработной платы. Перечень этот исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (ст. 137 ТК). Кроме того, работнику гарантируется, что при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать определенного предела, указанного в законе (ст. 138 ТК).

§ 5. К числу государственных гарантий по оплате труда Кодекс относит и ограничение оплаты труда в натуральной форме. Введение наряду с денежной и неденежной формы заработной платы расценивается в обществе неоднозначно, очевидно, только жизнь покажет, насколько данное решение законодателя отвечает потребностям практики и интересам работников. Однако во всех случаях размер неденежной формы заработной платы не может быть выше 20% от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК).

§ 6. Получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности Кодекс относит к числу государственных гарантий, однако обеспечивается данное право федеральными законами, а не нормами Трудового кодекса. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190) предусмотрено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст. 135, 136 ТК).
Конвенция МОТ N 95 устанавливает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.

§ 7. Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях производится федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст. 353 ТК). Право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства признано также за профсоюзами (ст. 370 ТК).

§ 8. Самостоятельной государственной гарантией является ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. В случае выявления фактов нарушения руководителем организации, его заместителями законов, иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК). Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы заключается в том, что он обязан выплатить работнику задержанные суммы с уплатой процентов (ст. 236 ТК). Кодекс предусматривает возмещение работнику и морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. За невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководитель организации независимо от формы собственности несет уголовную ответственность (ст. 145.1 УК РФ). Нарушение законодательства о труде и нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет также административную ответственность работодателя (ст. 5.27 и 5.31 КоАП).

§ 9. Сроки и очередность выплаты заработной платы — важные государственные гарантии по оплате труда работников. Конвенция МОТ N 95 предусматривает, что заработная плата должна выплачиваться регулярно.
Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК).
Проблема очередности выплаты заработной платы остро заявляет о себе при недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований. В этих случаях очередность списания денежных средств со счета организации регулируется ст. 855 ГК, предусматривающей, что во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Читайте так же:  Где оформить пенсию по инвалидности

Основные государственные гарантии по оплате труда

Они объединены в определенную систему, основными элементами которой являются следующие:

После заключения такого регионального соглашения руководитель регионального органа исполнительной власти предлагает работодателям данного региона не участвовавшим в подписании соглашения присоединиться к нему путем официального опубликования предложения вместе с текстом данного соглашения. Если бедные работодатели в течение 30ти календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не представили в органы исполнительной власти мотивированный отказ о присоедини, то соглашение считается распространенным на них со дня опубликования. Остальное самостоятельно. Месячная заработная плата работника отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (должностные обязанности) не может быть ниже МРОТ.

2. Меры обеспечивающие повышение уровня реального содержания зарплаты. Имеется ввиду механизм индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Бюджетные организации индексируют зарплату в порядке установленных для них НПА, а другие работодатели в порядке установленном коллективным договором, соглашением, ЛНА. Понятно, что таких ЛНА большинство работодателей не имеют.

3. Установление ограничений перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по инициативе работодателя. Удержание из ЗП производятся только в случаях предусмотренным ТК РФ и иными ФЗ. Могут производиться для погашения задолженностей работника перед работодателям в следующих случаях:

a. Для возмещения не отработанного аванса выданного работника в счет заработной платы

b. Для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность и в других случаях (сроки отсчета по таким авансовым выплатам, порядок возврата неизрасходованных сумм определяется локальным актом работодателя)

c. Для возврата сумм излишне выплаченных работникам вследствие счетных ошибок а также сумм излишне выплаченных работнику в случае признания КТС или судом вины работника в невыполнении норм труда или простоя

d. При увольнении работника до окончания того рабочего года в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержание за эти дни не производится только в случаях если работник увольняется по основаниям пункта 8 части 1 статьи 87, п.1,2,4 части 1 статьи 81 и пунктов 1,2,5-7 статьи 83 ТК РФ

4. Ограничение оплаты труда в натуральной форме.

Выплата зарплаты допускается исключительно в валюте РФ, при этом допустимо является практика определения зарплаты в иностранной валюте но выплачивать её в рублях по какому либо установленному курсу. Выплата может осуществляться в наличной форме и это общее правило, либо в безналичной форме (по желанию работника).

В соответствии с КД или ТД при наличии заявления работника оплата может производится в иных, то есть не денежных формах, которые не должны противоречить законодательству РФ, а также международным договорам РФ. Доля зарплаты в не денежной форме не может превышать 20% от начисленных. Под неденежной формой оплаты труда следует понимать передачу работнику в собственность иных объектов гражданских прав, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте, например, продукция производимая работодателем, ценных бумаг, другого имущества, а также выполнение в пользу работника каких либо работ и оказание каких либо услуг. Запрещено выплачивать зарплату в купонах, спиртных напитках, наркотических, ядовитых, вредных токсических веществ, долговых расписках, оружии, боеприпасов и иных объектов которые не могут находиться в свободном обороте.

Согласно пункту 54 ППВС №2 при разрешении споров в связи с выплатой с зарплатой в неденежной форме необходимо учитывать что по смыслу статьи 131 ТК РФ и статьи 4 конвенции МОТ № 95 об охране заработной платы в такой форме выплата может быть обоснованной только при доказанности следующих обстоятельств:

a. Имелось добровольное волеизъявление работника подтвержденное письменным заявлением, при этом работник вправе выразить свое согласие на получение части зарплаты в неденежной форме как при какой либо конкретной выплате заработной платы, так и на определенный период времени (год, квартал, полугодие). Работник также если дал согласие на определенный срок, то до окончания этого срока он вправе по согласованию с работодателем отказаться от такой оплаты в неденежной форме.

b. Количество не более 20%

c. Выплата зарплата в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (пищевая, сельскохозяйственная промышленность)

d. Такие выплаты являются подходящими для личного потребления работником, его семьи или приносят ему известного рода пользу

e. При выплате в натуральной форме должны соблюдаться требования разумности и справедливости в отношении стоимости товара передаваемых в счет оплаты, то есть их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен ложившихся для этих товаров, работ услуг в данной местности в период начисления выплат.

5. Сроки и очередность выплаты зарплаты

Зарплаты выплачивается не реже чем каждые пол месяца в день установленный ПВТР, КД или так далее, если иные сроки выплаты зарплаты не предусмотрены ФЗ для отдельных категорий работников. На практике обычно работодатель устанавливает не день в который выплачивается зарплата, а период в 3 дня. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным – выплата производится накануне этого дня. Оплата отпуска должна производится не позднее чем за 3 дня до его начала. При прекращении ТД все суммы причитающиеся работнику должны быть выплачены в день увольнения работника. Есть одно исключение: в случае спора о размерах сумм причитающихся работнику при увольнении работодатель обязан в день увольнения выплатить не оспариваемую им сумму, а по остальным в дальнейшем решать вопрос с работником. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после дня предъявления уволенным работником требования о расчете.

Заработная плата не полученная ко дню смерти работника выдается членам его семьи либо лицу находившемуся на иждивении умершего на день его смерти в течение недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов (документ доказывающий родство и свидетельство о смерти).

6. Обеспечения получения работником зарплаты в случае прекращения деятельности работодателем и его неплатежеспособности в соответствии с ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 61 ГК РФ о ликвидации юридического лица требования кредиторов о выплате выходных пособий и выплате оплаты труда лиц работавших или работающих по трудовому договору удовлетворяются в составе 2ой очереди.

Читайте так же:  Претензия в пфр о перерасчете пенсии образец

Согласно конвенции МОТ №173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя такие требования трудящихся должны защищаться на основе привилегий, то есть таким образом чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того как будут удовлетворены требования обычных кредиторов. Несмотря на то что РФ не ратифицировала данную конвенцию нормы аналогичного смысла имеются в российском законодательстве. В соответствии со статьей 134 ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)» в рамках второй очереди производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников и бывших работников обанкротившегося работодателя. Кроме того за счет конкурсной массы вне очереди в составе текущих обязательств погашается в том числе задолженность по заработной плате возникшая после принятия от граждан судом заявления о признании должника банкротом, по оплате труда работникам должника начисленное за период конкурсного производства. Вводимый в рамках внешнего управления мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяются на требования о взыскании зарплаты.

7. Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой зарплаты и реализацией государственных гарантий по оплате труда.

a. Федеральная инспекция труда

c. Федеральная и региональная и местные органы исполнительной власти в рамках внутриведомственного контроля в подчиненных им организациях

8. Ответственность работодателя за нарушение требований в сфере оплаты труда

Существует несколько видов такой ответственности:

a. Трудо-правовая, является частным случаем ответственности работодателя перед работником. Она состоит в следующем:

i. при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, отпускных, иных выплат причитающихся работнику работодатель обязан уплатить их вместе с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 0,03 действующей на дату платежа ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. Размер такой компенсации может быть определен в ТД или КД. Обязанность выплаты такой компенсации не зависит от вины работодателя, кроме того выплата таких процентов не исключает право работника требовать индексацию сумм задержанной зарплаты в связи с их обесцениванием в следствии инфляционных процессов (просить применить работодателя индекс роста потребительских цен).

ii. При нарушении работодателем прав работника на оплату труда с работодателя может быть также взыскана денежная компенсация морального вреда причиненного работнику (статья 237 ТК РФ)

Кроме установленной материальной ответственности для работодателя необходимо учитывать и то, что сам руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности в сфере оплаты труда (статья 195 – смотреть самостоятельно)

b. Административная ответственность

За нарушение в сфере оплаты труда должностные лица, ИП и юридические лица могут быть привлечены к ответственности в рамках состава правонарушения предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ

c. Уголовная ответственность

Установлена в статье 145.1 УК РФ для руководителя организации за невыплату зарплаты сроком свыше 2х месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности – также смотреть самостоятельно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Минимальный размер оплаты труда

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (ст. ст. 137, 138 ТК РФ).

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ).

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно ст. 3 данного Закона МРОТ применяется для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. С 1 января 2009 г. он составляет 4330 руб. Это означает, что заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат, в том числе и северных надбавок и районных коэффициентов, не может быть ниже указанного размера или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ.

Источники

Государственные гарантии по оплате труда работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here