Гарантии правового государства

Самое главное по теме: "Гарантии правового государства" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Понятие, принципы и гарантии правового государства

Виды монархии и республик

История и современность знают разные виды монархий. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают– абсолютная, дуалистическая, парламентская.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. В современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость.Примером таких государств является Саудовская Аравия, Оман.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь возникает или уже развивается разделение властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной.

Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного стоя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к

новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада,Австралия и другие государства).

Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная),сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет –особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в

Глава государства — президент — является также главой исполнительной власти. Имеет расширенные полномочия. Сам формирует правительство, возможно, с участием парламента. Обычно избирается напрямую народом или через выборщиков.

Президент имеет лишь представительские функции. Глава правительства — премьер-министр — назначается парламентом и всё правительство также. Президент тоже обычно избирается парламентом.

Правительство формируется президентом, но парламент может выразить ему недоверие. Президент также может распустить парламент.

Отсутствуют парламент и как таковое правительство. Не существует должности президента. Все функции на себя берут Советы, которые являются представительными органами и исполнительной, и законодательной власти. Высшим органом власти может быть как Съезд Советов, так и Совет государственного уровня (Верховный Совет, Центральный Исполнительный Комитет). Главы органов государственного управления отдельной сферой деятельности страны избираются многостепенным путём из числа депутатов ЦИК или ВС и формируют Совет Народных Комиссаров или Совет Министров. Центральные органы власти – ЦИК, ВС, СНК и СМ обладают в равной степени и законодательной, и исполнительной властью. Местные Советы на практике – исполнительные органы.

Является чем-то средним между советской и парламентской республиками. С одной стороны – есть Советы, как местные, так и государственного уровня. Но также есть должность президента и правительство. Президент может избираться как народом напрямую, так и через Совет государственного уровня. Последний является органом исполнительно-законодательной власти.

Правовое государство: понятие и принципы формирования

В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового государства:

политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;

экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);

социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;

нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 670 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/17_82688_ponyatie-printsipi-i-garantii-pravovogo-gosudarstva.html

Характеристика правового государства

Любое государство в своей деятельности использует юридические нормы. И в этом смысле является правовым, однако конституционный принцип правового государства выражает не данную объективную взаимосвязь государства и права. В конституционном понимании правовым является государство, в котором правовые акты соблюдаются всеми субъектами: самим государством, его органами и должностными лицами, индивидами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями.

Читайте так же:  Пенсия мвд какие документы нужны

В приведенном определении использовано понятие правового акта, который включает:

1. Нормативные правовые акты и другие источники права. Для их обозначения в Конституции употребляется обобщающий термин «нормативный акт». (Статьи 112,116,125).Нормативный правовой акт – часть понятия правового акта.

2. Индивидуально- правовые акты. В отличие от вышеназванных актов они не содержат норм права, включая только индивидуальные предписания. Например, судебные постановления, распоряжения Президента, ненормативные постановления Палат Парламента, Правительства и других органов.

Более 25 000 нормативных правовых актов только республиканского уровня на сегодняшний день в Республике Беларусь.

В статье 1Республика Беларусь названа правовым государством. Сущность принципа правового государства раскрывается в статье 7, согласно которой в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Если право трактовать в позитивистском ключе, то в понятие права можно включать нормативные и индивидуальные-правовые акты, однако нормативный или индивидуальный акт, чтобы считаться правовым, должен соответствовать целому ряду критериев:

1.Он должен быть принят в надлежащей форме. То есть в виде такого акта (закона, указа ит.д.),полномочия на принятие которого есть у государственного органа.

2.В правовом акте могут отражаться только те вопросы, которые входят в компетенцию органа, принявшего данный акт.

3.Акт должен соответствовать правовым актам большей юридической силы.

4.Акт должен готовиться и приниматься с соблюдением установленной процедуры.

Очень важным элементом процедуры является опубликование акта. Согласно статье 7Конституции Республики Беларусьнормативные актыподлежат обязательному опубликованию иди доведению до общего сведения иным предусмотренным законом способом. Что касается индивидуально-правовых актов, то не все их них подлежат обязательному обнародованию.

Все названные требования, по сути, отражены статье 7Конституции, часть 3 которой гласит: «правовые акты, которые признаны неконституционными, должны утратить свою силу». Нормативные акты могут быть признаны неконституционными только одним судебным органом – Конституционным судом. Индивидуально-правовые акты признаются неконституционными общими и хозяйственными судами.

Наиболее сложным в реализации принципа правового государства является подчинение праву самого государства, его органов и должностных лиц, поскольку они располагают значительными властными возможностями. Среди государственных органов есть вышестоящие и нижестоящие,но как первые, так и вторые, являются нижестоящими по отношению к праву. Гарантии правового государства, обеспечивающие подчинение властных субъектов праву,впринципе аналогичны гарантиям демократии. Обязанность именно государства, его органов и должностных лиц соблюдать право отражена в статье 7Конституции Республики Беларусь. Об аналогичной обязанности других субъектов там не сказано, но она предусмотрена иными статьями Конституции или вытекает из них:

Ø для индивидов – статья52;

Ø для общественных объединений – статья 5;

Ø для предприятий, организаций, учреждений – статья 125.

| следующая лекция ==>
Сущность и виды суверенитета. Характеристика государственного суверенитета | Экономические основы конституционногостроя

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 144 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/2_32438_harakteristika-pravovogo-gosudarstva.html

Гарантии правового государства

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Концепция правового государства сложилась в XVII-XIX вв. в трудах Дж.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона, И.Канта и других. И.Кантом обоснована теория правового государства. Он рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых праву. Им выдвинута идея категорического императива, понимаемого как всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, должны подчиняться.

Существенный вклад в теорию правового государства внесли русские мыслители А.Радищев, А.Герцен, Н.Добролюбов, учёные-юристы Б.Чичерин, П.Новгородцев, Б.Кистяковский. Белорусский деятель Л.И.Сапега считал, что общество без законов — это волчья стая. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституции США 1787 г. и Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Таким образом, почти все теоретики концепции правового государства считают необходимым создавать такую общественную систему, которая бы защищала права и свободы граждан и обеспечивала бы их равенство перед законом.

Основные принципы правового государства:

1) Основополагающий принцип — верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Он закреплён в Конституции Республики Беларусь. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии.

2) Второй принцип правового государства — незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция — Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу.

3) Третий принцип правового государства — наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах.

Читайте так же:  Часы работы мвд

4) Четвёртый принцип правового государства — это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

5) Пятый принцип правового государства — взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. Вполне понятно, что для реализации прав человека необходимы социально-экономические условия, развитие высокого уровня культуры, демократии и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается тем, где нарушается свобода других. Но провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества могут быть наиболее полно обеспечены в условиях социального государства.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, социальной защищённости, соучастию в управлении государством, удовлетворению материальных и духовных потребностей граждан. В 60-е гг. ХХ в. социальные государства, имеющие высокий уровень экономического развития, стали обеспечивать прожиточный минимум каждому. Это было достигнуто путём перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д. Деятельность такого государства всегда многогранна. Оно стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. И сегодня демократические государства ищут оптимальную меру сочетания правового и социального принципов своей деятельности, хотя встречаются с целым рядом объективных трудностей.

Формирование правового социального государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В истинном значении этого слова гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Именно в недрах такого общества и создаются политические, социально-экономические условия и правовые гарантии обеспечения прав человека. При отсутствии последних права человека превращаются в пустую декларацию

http://uchebnik-online.com/133/1948.html

2.2. Гарантии прав и свобод граждан в условиях правового государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Повторимся, Гарантии прав и свобод граждан – один из основных признаков правового государства.

На сегодняшний момент в РБ всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, её развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в государстве.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав. Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, человеческое измерение всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.

Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав. Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина. Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом

условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

2.3. Пути формирования правового государства в рб.

Призывы к формированию правового государства и сам этот процесс имели место как реакция на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. В новое время это началось в период зарождения и становления капитализма, либерализации общественной жизни.

Теории верховенства закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей. Оно, государство, может иногда приближаться к идеалу правового устройства, но всегда будет зазор между тем, что есть в действительности, и тем, к чему стремятся прогрессивные силы общества.

Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как, впрочем, и право.

В СССР отсутствовали важные признаки правового государства. Конституция РБ в гл. 1. фиксирует, что Республика Беларусь – правовое государство. Но это не осуществленная реальность, а скорее констатация пути движения, цели развития Республики Беларусь.

Путь к становлению правового государства сложен и долог. Нужно создать, прежде всего, необходимые предпосылки формирования правового государства. К ним относятся:

Читайте так же:  Пенсия 55 лет стаж на детей

Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»; Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-нажимных методов руководства и управления; Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда; Укрепление судебной системы, введение суда присяжных; Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами; Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности; Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность; Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся. Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорейцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию. Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты белорусского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.

В правовом государстве приоритет имеют общечеловеческие ценности, здесь недопустимо возведение идеологии какой-либо партии, религиозного или иного общественного объединения, социальной группы в ранг государственной, обязательной для всех граждан. Сейчас в Беларуси мы имеем дело именно с такой ситуацией, хотя, безусловно, дальнейшее

развитие страны будет зависеть от расстановки сил в законодательном органе.

Сегодня можно утверждать, что Беларусь в последние годы, и особенно после принятия новой Конституции, существенно продвинулась на пути к правовому государству. Однако предстоит еще многое сделать, чтобы приобретенные завоевания стали необратимыми. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную,

исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано

в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

http://studfile.net/preview/829274/page:3/

Гарантии правового государства

Гарантии правового государства проявляются, прежде всего, в материальном и процессуальном праве. В уголовном праве действует возведенное Основным законом в конституционный ранг положение о том, что деяние наказуемо лишь в том случае, если наказуемость определена законом до совершения деяния. Конституционный ранг имеет и положение о том, что за одно и то же преступление никто не может быть наказан многократно. Ограничения свободы личности возможны лишь на основании формального закона. Решение о допустимости и сроках содержания под арестом принимает только судья. При всяком ограничении свободы личности, не основанном на решении судьи, должно быть немедленно получено такое решение.

Полиции, правда, разрешается производить предварительное задержание, однако на основании собственных полномочий она никого не может содержать под стражей дольше, чем до конца дня, следующего за задержанием. В суде каждому гарантируется право быть выслушанным по вопросам права, что также закреплено в конституции и является существенной составной частью принципа верховенства закона. Отправление правосудия возложено на независимых судей, подчиняющихся только закону. В принципе судей нельзя освобождать от должности и переводить на другую работу против их воли. Чрезвычайные суды запрещены.

Юридические основы правового государства в Германии были почти полностью заложены еще законами правосудия XIX века. Прежде всего это закон о судоустройстве, которым регулируется структура, организация и компетенция судов, а также гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы. Гражданский кодекс, вступивший в силу в 1900 г., гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы были отвоеваны либеральными и демократическими силами у имперского правительства в ходе упорной парламентской борьбы в последней трети XIX века. Германские кодексы служили примером и для правовых систем других стран.

Германия в Европе

С расширением Европейского Союза до 25 государств в 2004 г. окончательно устраняются последствия “холодной войны” и раскола Европы. Уже сегодня преимущества европейского единства стали реальностью для сотен миллионов европейцев: они свободно перемещаются в рамках государств-участников Шенгенских соглашений с севера на юг и с востока на запад без всякого пограничного контроля. В рамках зоны хождения евро все европейцы имеют в кошельках одинаковые деньги, им не приходится больше пересчитывать их на другую валюту или обменивать. Граждане государств ЕС могут свободно выбирать место жительства, работы и получения профессиональной подготовки. Товары, услуги и капитал могут беспрепятственно пересекать границы.

18 июня 2004 года Европейский Союз достиг согласия по конституции (см. Конституция ЕС). Она вступит в силу после ее ратификации всеми странами-членами ЕС. С момента своего основания Федеративная Республика Германия является движущей силой процесса европейской интеграции, сотрудничая при этом особенно тесно с Францией и другими партнерами.

Внешняя культурная и образовательная политика

Читайте так же:  Дети войны оформление и выплаты

Составным элементом германской внешней политики является внешняя культурная и образовательная политика. Она нацелена, прежде всего, на взаимопонимание между народами, обеспечение мира, предотвращение конфликтов и реализацию прав человека. Международные конфликты прошлых лет отчетливо выявили потребность во взаимопонимании между различными культурами. Диалог культур поддерживают молодежные встречи, межвузовский и научный обмен, стипендии, немецкие школы за рубежом, проекты в области театра, музыки и кино, а также языковые курсы.

На проекты и программы в рамках внешней культурной и образовательной политики в 2002 г. было выделено 566,9 млн. евро. Важнейшими сферами были: немецкие школы за рубежом (174 млн. евро), вузовские стипендии и обмен учеными (136 млн.), деятельность Института им. Гёте/Интер Национес и его программы (164 млн.).

Диалог культур

Международный обмен в области театра, музыки и изобразительного искусства дает представление о нынешнем состоянии дел в сфере искусства и культуры Германии. В последние годы диалог с представителями иностранных культур еще сильнее вышел на передний план. Одним из важнейших инструментов этого культурного обмена является поддержка гастролей музыкальных ансамблей, театральных и танцевальных трупп.

В целом в 2002 г. германский МИД выделил из своего бюджета на культурные мероприятия во всем мире около 12,7 млн. евро: на гастроли (музыка, театр, танцевальное искусство), выставки и обмен деятелями искусства. Поддержка проектов осуществляется по согласованию и в условиях разделения труда с посредническими организациями, действующими в сфере внешней культурной политики, прежде всего, с Институтом им. Гёте, Институтом международных культурных связей и с Бюро международных связей Германского музыкального совета.

Немецкий язык

Поощрение изучения немецкого языка за рубежом — одна из особенно устойчивых форм германской внешней культурной и образовательной политики. Именно благодаря знанию языка немецкая культура становится доступной. Изучение немецкого языка поддерживается на всех континентах. Особый упор делается на государства ЕС и страны-кандидаты. В процессе европейской интеграции хорошие знания иностранных языков играют все более важную роль. И если изучение иностранных языков в Германии приобретает все большее значение, то точно так же немцы заинтересованы в том, чтобы немецкий язык в качестве иностранного в достаточном объеме преподавался в странах-партнерах по ЕС.

В региональном плане упор в деле поощрения изучения немецкого языка делается также на Россию и государства СНГ. Только в одних этих странах его изучают около 8 млн.человек. Германия и Россия прилагают усилия к тому, чтобы заинтересовать молодежь в изучении языка другой стороны.Так, в 2002 г. Германо-российский молодежный форум сделал особый акцент на проведение конкурса русского языка в Берлине и немецкого — в Москве.

Посреднические организации

Крупнейшая посредническая организация, Институт им.Гёте, имеет 125 филиалов в 76 странах, а также 16 филиалов в Германии.К его задачам относится, в частности, преподавание немецкого языка, профессиональная поддержка преподавателей немецкого языка в других странах, проведение и популяризация культурных мероприятий (например, литературных чтений, театральных гастролей, кинфестивалей), а также широкий показ жизни в Германии путем предоставления информации о событиях в ее культурной, общественной и политической жизни.

Германская служба академических обменов (DAAD) вносит важный вклад в развитие глобальной мобильности путем международного обмена студентами и учеными. Она приобретает для Германии друзей и партнеров среди зарубежной образовательной элиты и поощряет обучение германских студентов в духе открытости по отношению к внешнему миру. Благодаря своим мерам DAAD содействует интернационализации германских вузов и повышает тем самым научную привлекательность Германии.

Фонд им.Александра Гумбольдта предоставляет стипендии высококвалифицированным молодым ученым и научно-исследовательские премии ведущим ученым. Он поощряет создание международных сетей ученых и международное научное сотрудничество и бережно сохраняет контакты путем активного проведения дальнейших мероприятий.

Другими важными посредническими организациями являются Институт международных культурных связей (организует, в частности, художественные выставки), Бюро по международным связям Германского музыкального совета (гастроли любительских ансамблей и хоров), а также германская комиссия по делам ЮНЕСКО. Германский археологический институт вместе с иностранными партнерами исследует исторические корни нашей цивилизации. Деятельность «Немецкой волны» также следует отнести к сфере внешней культурной и образовательной политики. 210 млн. людей по всему миру знакомы с ее радиопрограммами и 97 млн. — с телевизионными. Свыше 4.200 партнерских телерадиокомпаний полностью или частично используют программы «Немецкой волны».

Культурные ценности

С 1981 г. Германия помогает странам «третьего мира» сохранять свое культурное наследие. За это время на осуществление свыше 1.000 проектов в более чем 100 странах было выделено почти 30 млн. евро, причем упор делается на меры по реставрации и консервации в самом широком смысле. Важнейшей предпосылкой для всех проектов служит партнерское участие и совместная ответственность страны-партнера. Федеральное правительство прилагает усилия к возвращению германских культурных ценностей, перемещенных в результате войны в другие страны. Все усилия федерального правительства по их возвращению основываются на понимании ответственности Германии за последствия Второй мировой войны, особенно чрезвычайного ущерба, который «третий рейх» нанес музеям, архивам и библиотекам в оккупированных странах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы


http://infopedia.su/7x575e.html

СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Под правовым государством понимается такая организа­ция политической власти, которая создает условия для на­иболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помо­щью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Кконцу XX столетия в ряде стран (ФРГ, США, Фран­ция и др.) были созданы типы правовых и политических си­стем, во многом соответствующие идеям правовой государ­ственности. На основе теории и обобщения исторической практики ученые выделяют признаки (принципы) правово­го государства, отличающие его от государства вообще, дру­гих типов государств.

i И. Кант для обозначения своей модели употреблял

Читайте так же:  Индексация второй пенсии военным пенсионерам

| термин «правомерное государство». Термин «правовое , государство» утвердился в научной литературе позже, 1 в первой трети XIX в.

Основополагающий принцип правового государства — вер­ховенство права в обществе. Он означает решение всех вопро­сов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Право имеет наибольшую возможность выражать об­щественные интересы, облекая их в форму законов. Право де­тально регламентирует компетенцию органов государства. Право, в отличие от других социальных норм (морали, обы­чаев, традиций, религиозных норм), носит формально опреде­ленный (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его ор ганов и должностных лиц. Например, в 90-е гг. в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов.

Однако правовое государство цементирует не столько уг­роза применения санкций, сколько согласие большинства людей добровольно исполнять предписания законов. «Без подчинения себя некоему высшему обязывающему началу, общество, — как отмечал русский философ П. И. Новгород­цев,— подвержено самоуничтожению и разрушению».

Подчеркнем, что право лишь тогда становится правом, когда ориентируется на права человека и закрепляет их в законах. В противном случае законы могут иметь противо­правный характер и вряд ли вызовут уважение граждан. Иными словами, в правовом государстве должны действо ватъ правовые законы: гуманные, справедливые, закрепля­ющие права человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантирован-ность — еще один признак правового государства. Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное суще­ствование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует че­ловеку государство. Они принадлежат ему от природы и яв­ляются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода — возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, по­литической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь друго­го человека, а тем более покушаться на нее. Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Рус-

ский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои пра­ва, человек должен понимать, что ему дозволено и не доз­волено, что другие люди тоже наделены аналогичными пра­вами, которые он должен признать, учесть, уважать.

Для правового государства характерны демократические, соответствующие законам процедуры формирования власти, действует принцип разделения государственных властей.Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осу­ществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви. Такое разграни­чение направлено на то, чтобы удержать власть от возмож­ных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех вет­вей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения. В правовом государстве верховное положе­ние занимает законодательная власть, ибо именно она обле­кает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой-либо ветви при их взаимодействии высту­пает так называемая система сдержек и противовесов.

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы), дает заключения на те законопроекты, которые требуют дополни­тельных финансовых средств. Возможность выражения недо­верия правительству со стороны законодательной власти сба­лансирована возможностью роспуска парламента Президентом.

Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В пределах своей компетенции они рассматривают конкретные дела, сторонами которых явля­ются другие федеральные органы власти. В системе разде­ления властей особое место принадлежит Конституционному суду. Он решает дела о соответствии Конституции федераль­ных законов и других нормативных актов, разрешает споры между федеральными органами власти, осуществляет толко­вание Конституции.

Президент РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из трех ветвей власти, а обеспечивает согласова­ние их деятельности. Он вправе применять вето в отноше­нии недостаточно глубоко продуманных законопроектов. В свою очередь, законодательная власть может применять в отношении Президента механизм импичмента (т. е. отстра­нения от должности).

Принимая законы и другие политические решения, госу­дарство берет на себя конкретные обязательства перед лич­ностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться об-

щим установлениям государства, выполнять свои конститу­ционные обязанности. Следовательно, для правового государ­ства характерен принцип взаимной ответственности государ­ства и личности.Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают адми­нистративный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дис­циплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответст­венность должностных лиц государства любого уровня за на­рушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. На правовых нача­лах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, со­ответствовать тяжести совершенного проступка.

Отметим, что к началу XXI в. с развитием международ­ной интеграции классическая теория правового государства была дополнена новым положением. Его суть — подчинение национальных правовых систем международному праву.

Итак, основными принципами правового государства яв­ляются: верховенство права в обществе, разделение государ­ственных властей, взаимная ответственность государства и личности, приоритет норм международного права.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

http://infopedia.su/16x15ade.html

Гарантии правового государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here