Гарантии норм права

Самое главное по теме: "Гарантии норм права" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

8.2.1. Понятие и система юридических гарантий

Напомним, что под юридическим гарантиями в правовой литературе принято понимать различные правовые средства, способы и механизмы, с помощью которых обеспечивается осуществление прав, законных интересов и обязанностей субъектов права, поддержание определенного правового состояния, порядка общественных отношений 31 . Уже из этого определения видно, что таких средств, способов и механизмов, тесно взаимосвязанных между собой, множество, что обусловливает, во-первых, необходимость их определенной систематизации и, во-вторых, рассмотрение всех этих юридических гарантий как системы.

Анализ всей такой системы юридических гарантий и, прежде всего, прав и, законных интересов субъектов образовательных отношений в целом и педагогических работников, в частности, не водит в задачи настоящего пособия. Ограничимся лишь несколькими общими замечаниями и выделением относительно наиболее важных групп таких гарантий.

Прежде всего, отметим, что все гарантии есть, в сущности, правовые предписания (общие обязывания и/или общие запреты), адресованные государству, его уполномоченным органам, муниципальным органам, образовательным учреждениям и их органам управления. Иными словами, гарантии прав и законных интересов педагогических работников реализуются через выполнение соответствующих нормативно-правовых обязанностей (соблюдение запретов) указанных субъектов образовательных отношений. Эти обязанности и запреты могут формулироваться по-разному, однако суть их как гарантий неизменна.

В зависимости от различных критериев, можно выделить следующие группы юридических гарантий.

1. В зависимостиот принадлежности правовых норм, в которых закреплены такие гарантии, к международному или внутригосударственному (национальному) правувыделяют две основные группы гарантий:международно-правовые гарантииигарантии, закрепленные в российском национальном законодательстве.Их характеристике и посвящен материал последующих параграфов данной главы.

2. В соответствии сотраслями законодательствавозможно выделитьконституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые гарантии, гарантии предусмотренныенормами трудового, арбитражного, образовательного, финансового, арбитражного праваи других отраслей. Кроме того, большое значение имеет выделениематериальныхипроцессуальныхгарантий, что особенно важно для судебной практики.

3. В зависимости отправовой природыюридических гарантий, выделяются:

а)нормативные гарантии,т.е. закрепляемые в нормативно-правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных актах, локальных нормативно-правовых актах);

б)правоприменительные гарантии, т.е. гарантии, содержащиеся в решениях правоприменительных органов при осуществлении ими различных видов правоохранительной и правосудной деятельности (судебной, следственной, административной, арбитражной).

4. В зависимости от специфики органов, осуществляющих управление образованием на различных уровнях и различными элементами образовательной системы, и действующих на основании законодательства и в соответствии с ним, можно выделить гарантии, обеспечиваемые:

а)органами законодательной власти(федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления, осуществляющими образовательное нормотворчество;

б)органами исполнительной власти(федеральными, субъектов РФ, муниципальными);

в)органами управления образования(федеральными, субъектов РФ, муниципальными);

г)образовательными учреждениямии органами его управления (попечительскими советами, учеными и педагогическими советами);

д)профессиональнымииправозащитными организациямиработников образования;

е)общественными организациями,создаваемые и действующим в сфере образования (ассоциации учителей и преподавателей вузов, родительские советы (комитеты) и т.п.).

5. Исходя из того,какие именно права, свободы и законные интересы подлежат юридическому гарантированию, выделяются такие гарантии у работников образования, как гарантии их:

конституционных прав(право на честь и достоинство, свобода слова и др.;

социальных прав(пенсионное обеспечение, право на льготы и др.)

трудовых прав(право на отдых, право на работу по совместительству и др.);

образовательных (профессиональных) прав и свобод(свобода учителя в выборе и использовании методик обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся и др.).

6. В зависимости отстепени охвата различных категорий педагогических работников,можно выделитьобщие гарантии(относящиеся как ко всем категориям педагогических работников, так и иным индии видам – субъектам образовательных отношений), испециальные гарантииих прав и законных интересов, относящиеся к отдельным категориям (педагогически свободу учителя в выборе и использовании: методики обучения и воспитания; учебников, учебных пособий и материалов; методов оценки знаний обучающихся. е6 работники общеобразовательных учреждений, научно-педагогические работники (профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, педагогические работники особых видов образовательных учреждений и др.).

7. В зависимости от характера нормативного закрепления, гарантии могут быть императивными (т.е. безусловно обязательными для выполнения) и рекомендательными. Примерами первых являются гарантии, устанавливаемые в законодательных актах и потому являющиеся обязательными для всех участников образовательных — отношений – от государства до руководителя образовательного учреждений. Рекомендательные гарантии, как правило, закрепляются в международно-правовых актах (например, в приведенных выше «Рекомендациях МОТ/ЮНЕСКО»).

8. Юридические гарантии могут иметь раз личный характер действия. В зависимости от этого, гарантии бывают прямого действия и опосредованными. Примером прямых юридических гарантий прав и законных интересов педагогических работников служит подпункт 19 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», в котором закрепляется обязанность образовательного учреждения содействовать деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений. В качестве примера опосредованно действующей гарантии служит п.5 ст. 15 того же закона, в котором записано, что «научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами».

В настоящем пособии не ставится задача раскрытия всех таких гарантий. Для раскрытия наиболее существенных особенностей юридического гарантирования прав и законных интересов педагогических работников достаточным будет охарактеризовать гарантии, выделяемые по первому из названных критериев: международно-правовые гарантии и гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Тем самым анализ ограничивается преимущественно нормативными гарантиями, хотя в отдельных случаях будет сделан акцент и на правоприменительную практику гарантирования прав и законных интересов педагогических работников.

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Читайте так же:  Налоговые льготы для малообеспеченных семей

http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/821.php

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

Читайте так же:  Пособие по уходу за престарелыми родителями

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

Читайте так же:  После пенсионный стаж

http://be5.biz/pravo/k007/9.html

Правовые гарантии

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Гарантия

Правовые гарантии — это правовые средства, обеспечивающие всем субъектам деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права для достижения различных задач, защиты и охраны прав и законных интересов.

Высшую юридическую силу в системе законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, имеет Конституция РФ. Конституция РФ во главу угла ставит принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), позволяющий осуществлять предпринимательскую деятельность в любых дозволенных российским законодательством формах. Указанный принцип в сочетании с принципом многообразия форм собственности и обеспечения их равной защиты (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) создает для предпринимателей возможность свободного выбора форм интеграции бизнеса в пределах, не противоречащих действующему законодательству и не ограничивающих прав и законных интересов других субъектов.

Правовые гарантии (или надлежащая правовая процедура) — свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц от властей. Если государство причиняет ущерб человеку и за этим не следует надлежащая правовая процедура, это является нарушением правовых гарантий и противоречит норме права.

Правовые гарантии часто интерпретируются как нечто ограничивающее законы и процессуальные действия (см. процедура рассмотрения дела с надлежащим соблюдением норм материального права), когда судьи (а не законодатели!) могут определять и гарантировать фундаментальную справедливость и свободу.

Эта интерпретация была признана спорной, она сходна с понятиями естественного права и процедурной справедливости, используемыми в ряде стран. Эта интерпретация правовых гарантий иногда выражается как принуждение государства быть справедливым по отношению к народу и не применять к нему физических мер воздействия.

Правовые гарантии не применяются в современном английском праве, хотя два понятия близки им — это естественное право (которое обычно применяется лишь к решениям административных ведомств и некоторым видам частных организаций вроде профсоюзов) и британский конституционный принцип нормы права, описанный А. В. Дайси и другими. Однако ни одно из этих понятий чётко не соответствует американскому принципу правовых гарантий, который в настоящее время содержит много подразумеваемых прав, отсутствующих в древнем или современном понятии правовых гарантий в Англии.

Правовые гарантии возникли из статьи 39 Великой хартии вольностей в Англии. Когда английское и американское право постепенно разошлись, правовые гарантии в Англии не сохранились, а в США были включены в Конституцию.

http://center-yf.ru/data/Yuristu/pravovye-garantii.php

Гарантии прав и свобод человека

Права, свободы и обязанности человека основаны на их гарантиях. Данный принцип имеет своё правовое выражение в разных формах: и как общие гарантии для реализации всех прав и свобод человека, и как конкретные гарантии для каждого права и свободы в отдельности.

В качестве общего начала правового статуса личности, этот принцип закреплен в нескольких статьях Конституции РФ. Так, в статье 2 в качестве одной из основ конституционного строя РФ установлена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина и человека. В статьях 17 и 19 предусмотрено, что в России реализуются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Помимо указанных общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и свобода сопровождаются перечислением условий и способов реализации данных гарантий.

В Конституции наиболее подробно и точно отражены гарантии прав человека в случаях, в которых речь идет о привлечении к уголовной ответственности, о применении мер принудительного воздействия и о лишении свободы (статьи 46 – 54). Установленная в Конституции РФ система подобного рода гарантий формирует соответствующую направленность для уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Первоочередным субъектом, гарантирующим права и свободы человека, выступает государство. В статье 45 Конституции указывается, что государственная защита прав и свобод в России гарантирована. Роль государства как ключевого гаранта соблюдения прав и свобод вытекает из содержания статей 2, 17, 19 и других. Она реализуется посредством функционирующей системы государственных органов. Статья 18 устанавливает, что права и свободы человека определяют содержание, смысл и применение законодательства, деятельность исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, а также обеспечиваются системой правосудия.

В статье 80 Конституции РФ закреплено, что Президент выступает гарантом прав и свобод гражданина и человека. Федеральное Собрание реализует защиту прав, устанавливая их гарантии путем законодательной деятельности. Соответствующая деятельность по обеспечению гарантий прав и свобод проводится Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ. В механизме восстановления нарушенных прав и свобод личности особенная роль отведена судебным органам, а именно Конституционному Суду России, конституционным и уставным судам субъектов Федерации, судам общей юрисдикции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституцией предусмотрен и такой своеобразный орган как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Выстраивание условий для полноценной реализации прав и свобод человека не является задача исключительно государственных структур. Она исполняется и органами местного самоуправления. Определенную роль в данной сфере выполняют общественные объединения, прежде всего, профессиональные и творческие союзы, а также молодежные, женские и ветеранские организации.

Конституция предусмотрела и более широкие рамки участия самого человека в механизме реализации гарантий защиты им собственных прав и свобод. Статья 45 устанавливает, что каждый вправе обеспечивать защиту своих права и свобод всеми способами, которые не запрещены законом. Также были расширены гарантии и возможности каждого для судебной защиты своих прав, закреплено правомочие по обжалованию в суде действий (или бездействия) и решений органов государственной власти.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав человека имеет развитие в законодательстве, которое относится ко всем правовым отраслям, в том числе и к конституционному праву.

В законодательстве выделяют политические, социально-экономические и юридические гарантии.

Политические гарантии представляют соответствующим образом ориентированную политику государства, её нацеленность на создание условий, которые обеспечивают:

Читайте так же:  Компенсационные выплаты работникам образования

– стабильность функционирования политических структур, их способность к установлению гражданского согласия, исключающего конфликты в обществе;

– достойную жизнь, свободное и прогрессивное развитие человека;

– достаточный уровень политической культуры среди граждан;

– борьба с бюрократизмом, взяточничеством и т.д.

Социально-экономические гарантии подразумевают создание материальной основы и соответствующей среды, которые будут обеспечивать свободное использование прав и свобод. Данные гарантии предполагают развивающуюся экономику, социальную стабильность, развитые производственные мощности и инфраструктуру (совокупность учреждений, позволяющих обслуживать все виды социальных потребностей общества) и т.д.

Юридические гарантии включают все правовые средства реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Установление соответствующих гарантий в Конституции и текущем законодательстве РФ формирует правовой базис для функционирования государственного механизма, который обеспечивает восстановление нарушенных прав, создание условий для их реализации. Важнейшей гарантией выступает и активное отношение непосредственно субъектов к задействованию всех возможностей для осуществления своих прав и свобод, их знания и навыки защищать данные права.

Для полноценной охраны прав и свобод человека их основополагающие юридические гарантии закрепляются в Конституции. Подобные конституционные нормы относятся, прежде всего, к отношениям, связанным с возможностью государства применить к человеку меры принудительного воздействия, привлечь его к судебной ответственности, существенно ограничить его права и свободы (статьи 47 – 54 Основного закона) непосредственно государством.

В Конституции РФ предусмотрены необходимые гарантии и принципы для организации судопроизводства, гуманного отношения к тем лицам, которые привлекаются в судебном порядке к административной либо уголовной ответственности.

В статье 47 Конституции говорится о том, что никто не может лишаться права на рассмотрение его дела тем судьей и в том суде, к подсудности которых это дело отнесено законодательством. Данная гарантия имеет целью исключение возможностей для произвольного разрешения компетентными органами вопросов о порядке передачи дела в суд по собственному выбору. Также закреплено право лица, обвиняемого в совершении преступления, на рассмотрение подобного дела судом с участием присяжных заседателей в ситуациях, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Конституция содержит нормы, выступающие базисом для правоустановлений, направленных на обеспечение справедливого отношения к человеку в судебном разбирательстве. Каждый имеет гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется на бесплатной основе.

Любое лицо, которое задержано, заключено под стражу, обвиняется в совершении преступления, вправе воспользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу либо предъявления обвинения соответственно (согласно статье 48 Конституции РФ).

Законодательство провозглашает принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления является невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и соответственно установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Обвиняемый не имеет обязательства доказывать собственную невиновность, а не устраняемые сомнения в виновности человека толкуются в его пользу (согласно положениям статьи 49 Конституции РФ).

На обеспечение прав человека направлены и такие принципы правосудия как:

– недопустимость его повторного осуждения за одно и то же преступление;

– недопустимость задействования доказательств, которые получены с нарушением законодательства;

– недопустимость возложения на человека обязанности по свидетельствованию против самого себя, супруга и близких родственников, круг которых определен законом.

Для гарантий защиты осужденного за преступление от потенциально возможной судебной ошибки, в Конституции за ним закреплено право на пересмотр приговора в вышестоящем суде в том порядке, который установлен федеральным законодательством. Помимо этого, сохраняя за осужденным право на прошение о помиловании либо смягчении наказания, Основной закон обеспечивает возможность более глубоко оценить особенности личности осужденного, а также все обстоятельства его жизненного положения (статья 50).

Огромное значение в обеспечении прав человека несет и конституционная норма о том, что устанавливающий либо отягчающий ответственность закон не имеет обратной силы, и никто не должен нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались в качестве правонарушений. В случаях, если после совершения правонарушений ответственность за них была смягчена или полностью снята, то надлежит применять положения нового закона (статья 54 Конституции РФ).

К юридическим гарантиям относят и конституционную норму об охране законодательством прав потерпевших от правонарушений и злоупотреблений властью. Государство гарантирует им доступность правосудия и компенсацию причиненного ущерба.

Вышеизложенные конституционно закрепленные юридические гарантии имеют развитие и конкретизацию в отдельных отраслях права (гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д.).

http://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/393-garantii-prav-i-svobod-cheloveka

Гарантии норм права

Норма права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

2. Формальная определенность — выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность — она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

Читайте так же:  Социальная стипендия тусур

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций — на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания — лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

http://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/normy-prava-ponatie-priznaki-i-vidy

Правовые гарантии

  • Правовы́е гара́нтии (или надлежащая правовая процедура) — свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц от властей. Если государство причиняет ущерб человеку и за этим не следует надлежащая правовая процедура, это является нарушением правовых гарантий и противоречит норме права.

Правовые гарантии часто интерпретируются как нечто ограничивающее законы и процессуальные действия (см. процедура рассмотрения дела с надлежащим соблюдением норм материального права), когда судьи (а не законодатели!) могут определять и гарантировать фундаментальную справедливость и свободу. Эта интерпретация была признана спорной, она сходна с понятиями естественного права и процедурной справедливости, используемыми в ряде стран. Эта интерпретация правовых гарантий иногда выражается как принуждение государства быть справедливым по отношению к народу и не применять к нему физических мер воздействия.

Правовые гарантии не применяются в современном английском праве, хотя два понятия близки им — это естественное право (которое обычно применяется лишь к решениям административных ведомств и некоторым видам частных организаций вроде профсоюзов) и британский конституционный принцип нормы права, описанный А. В. Дайси и другими. Однако ни одно из этих понятий чётко не соответствует американскому принципу правовых гарантий, который в настоящее время содержит много подразумеваемых прав, отсутствующих в древнем или современном понятии правовых гарантий в Англии.

Правовые гарантии возникли из статьи 39 Великой хартии вольностей в Англии. Когда английское и американское право постепенно разошлись, правовые гарантии в Англии не сохранились, а в США были включены в Конституцию.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Об акте 1679 г. см. Хабеас корпус актХабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») — это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания.

Осуждённым называется лицо, признанное в судебном порядке виновным в совершении преступления (как правило, с назначением соответствующего наказания).

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B8

Гарантии норм права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here