Дайте характеристику основных принципов права социального обеспечения

Самое главное по теме: "Дайте характеристику основных принципов права социального обеспечения" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

http://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-klassifikatsiya-i-obschaya-charakteristika

Тема 3 Общая характеристика принципов ПСО. Правоотношения по социальному обеспечению

Вопросы к теме:

1. Понятие и принципы ПСО.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

1. Понятие и принципы ПСО:

Принципы ПСО – это основополагающие идеи, на которых базируется ПСО.

1. принцип всеобщности социального обеспечения, ко­торый проявляется в том, что благами социального обеспе­чения пользуются все граждане Республики Беларусь, инос­транные граждане и лица без гражданства. Этот принцип закреплен в статье 47 Конституции, которая предусматри­вает, что граждане имеют право на социальное обеспечение при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Право на социальное обеспечение возникает независимо от причины нетрудоспособности. Особо наглядно этот при­нцип проявляется в пенсионных правоотношениях, в связи с введением социальных пенсий;

2.принцип осуществления социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и средств бюджета, т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в Фонде социальной защиты населения. Средства Фонда образуются из обязательных страховых взносов нанимателей и наемных работников. Эти средства расходуются на выплату пенсий, пособий, оказание материальной помощи, но есть виды пенсий, которые выплачиваются из средств бюджета (пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь). Социальное обслуживание также осуществляется из средств местного и республиканского бюджета. Государственный
фонд содействия занятости, из которого выплачиваются пособия по безработице, формируется также из средств на­нимателей и средств государственного бюджета;

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда с февраля

3.принцип дифференциации видов, условий и уровней обеспечения. Основанием дифференциации является:

– трудовой вклад работника (все виды трудовых пенсий, в т.ч. пенсии на льготных условиях, назначаются с учетом трудового вклада работников);

– причина нетрудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, травма, полученная в период прохождения военной службы, воен­ная травма);

– нуждаемость (лицо считается нуждающимся, если оно получает пенсию в минимальном размере);

– иные социальнозначимые обстоятельства (одиночест­во, достижение 80-летнего возраста);

4.принцип многообразия видов социального обеспече­ния. При наступлении того или иного социального риска государство оказывает поддержку различными способами: денежными выплатами, социальными услугами. В денеж­ной форме выплачиваются пенсии и пособия, наряду с тра­диционными пенсиями по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца выплачиваются досрочные пен­сии безработным и социальные пенсии. Семьям, Воспиты­вающим детей, выплачивается более десяти видов пособий. В случае нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению:

Правоотношения по социальному обеспечению

– это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие на основе юридических фактов по поводу предоставления денежных вы­плат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имею­щими на них право.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные законодательством, на основе которых возникают правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают:

¨ возраст и трудовой стаж;

¨ беременность и рождение ребенка;

¨ инвалидность и трудовой стаж;

¨ временная нетрудоспособность и др.

Правоотношения по праву социального обеспечения возникают, как правило из совокупности юридических фактов, которая называется юридическим составом.

Правоотношения по ПСО подразделяются:

1.материальные – право­отношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания.

Материальные правоотношения составляют ядро систе­мы правоотношений, поскольку именно в них удовлетво­ряются объективные потребности престарелых и нетрудос­пособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта.

2.процессуальные – возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечения отсутствуют нормы, регулирующий процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданско-про­цессуального законодательства.

3.процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с мо­мента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжитель­ности трудового стажа, установления инвалидности). Юри­дическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение гражданина или его представи­телей для удостоверения конкретного факта.

Процедурные правоотношения являются правопримени­тельными, связанными с реализацией материальных отно­шений.

Отличие процедурных правоотношений от процессуаль­ных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законо­дательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

В зависимости от срока действия правоотношения делят­ся на:

– правоотношения, прекращающиеся однократным ис­полнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по
поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним ижди­венцем 18 лет, учащимся — 23 лет, по поводу назначения по­собий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до трех лет и др.);

– правоотношения с относительно неопределенным сро­ком существования во времени (пенсионные по возрасту, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной
нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и преста­релых в домах-интернатах и др.).

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по праву социального обеспечения:

Субъектами правоотношений по праву социального обеспечения являются граждане. Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими дейс­твиями приобретать и осуществлять гражданские права, со­здавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). В некоторых случаях субъекты ПСО не могут совершать самостоятельно необходимые действия. В таких случаях их интересы представляют родители либо опекуны (попечители).

Другим субъектом правоотношений является государс­твенный или иной орган (органы Министерства труда и соц. защиты, органы здравоохранения, органы Министерства обороны, МВД, органы занятости и др.)

Объектами материальных правоотношений

в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотно­шений

является либо само юридически значимое обстоя­тельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Субъекты ПСО выступают носителями субъективных прав и обязанностей, которые составляют содержание.

Для правоот­ношений по социальному обеспечению характерно то, что один субъект — гражданин — обладает правами на получе­ние определенных видов обеспечения, а другой обязан пре­доставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Содержанием материального правоотношения

, с одной стороны, является право гражданина на определенный вид социального обеспечения, размер, сроки и порядок кото­рого устанавливаются законом, а с другой — обязанность государственного или иного органа принять решение о его предоставлении или отказе.

Содержанием процедурного правоотношения

являются право гражданина установить в предусмотренном законодательством порядке факты, имеющие юридическое значение, и обязанность государственного органа провести про­верку и принять соответствующее решение по обращению гражданина.

Содержанием процессуальных правоотношений

являются право гражданина на рассмотрение в установленном порядке его жалобы на действия должностных лиц, органов ис­полнительной власти и обязанность государственного орга­на принять решение по существу обращения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/2_56029_tema—obshchaya-harakteristika-printsipov-pso-pravootnosheniya-po-sotsialnomu-obespecheniyu.html

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Оглавление

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

1.1Общая характеристика принципов социального обеспечения…………………6

1.2Понятие принципов в системе права………………………………………………………….7

Глава 2 «Структура принципов права социального обеспечения»

2.1 Всеобщность социального обеспечения…………………………………………………..13

2.2 Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение……………………………………………………………………………………………………..15

2.3 Гарантированность социального обеспечения…………………………………………17

2.4 Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни. 19

2.5 Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств…………………………………………………………………………………………………..23

Глава 3 «Роль принципов права в системе социального обеспечения»

Читайте так же:  Перерасчет пенсии отзывы

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы……………31

Введение

Правовые принципы оказывают большое влияние на подготовку нормативно правовых актов, издания их, установления гарантий соблюдения требований права. Правовые принципы выступают в виде некой своеобразной несущей конструкции, в основе которой базируются и имеют свою реализацию не только нормы отрасли или институты, но и система в целом. Принципы в качестве основного ориентира всей правоприменительной, правотворческой и правоохранительной деятельности органов государства. От того как соблюдаются принципы, напрямую зависит уровень слаженности, эффективности и стабильности системы права. Имея общеобязательный характер, правовые принципы укрепляют единство внутри и взаимодействия разных его отраслей, а также институтов, норм права и отношений в области права, права объективного и субъективного.

Выбор темы исследования курсовой работы «Принципы права социального обеспечения как отрасли права» был обусловлен её актуальностью:

■ Во-первых, принципы права социального обеспечения обуславливают сложившуюся в объективности закономерность развития общества;

■ Во-вторых, образуются из структуры социальной политики со стороны государства;

■ В-третьих, имеют обобщающую характеристику, характерную для данной отрасли права;

■ В- четвертых, отражают саму суть отрасли и указывают направления общественного развития.

Цель и задачи исследования данной темы.

Целью исследования курсовой работы является комплексный анализ правовых принципов социального обеспечения. Реализация цели, которая была поставлена обусловила необходимость выполнения задач:

R Изучение учебной литературы по данной тематике

R Ссылаясь на основу анализа теории собрать в систему знания о правовых принципах социального обеспечения

R Раскрыть суть понятия «Принципы права социального обеспечения»

R Характеристика различных правовых принципов социального обеспечения.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в представленной работе является право социального обеспечения. Предметом исследования являются принципы права социального обеспечения.

Методологической основой курсовой работы составляют следующие методы:

При написании работы были использованы общенаучные методы исследования:

R Формально – логический

Теоретическую основу работы составляют научные труды учёных в области права социального обеспечения: Гусовой К.Н., Тучковой Э.Г., Сулеймановой Г.В., Захарова М.Л., Шайхатдинова В.Ш. и других.

Информационную базу исследования составляют:

■ Конституция Российской Федерации

■ Федеральные законы, которые регулируют общественные отношения в сфере права социального обеспечения.

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Самостоятельность данной правовой отрасли характеризует не только наличие собственного предмета, а также метода регулирования права общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, которые по своей сути объединяют отдельные нормы в отраслевую систему, которые в последствие выражают саму сущность норм этой отрасли, которые определяют положение правовых субъектов и присущие им систему прав и обязанностей.

При изучении вопроса, касающегося принципов права социального обеспечения, требуется знание общих теоретических положений, которые определяли бы понятие принципа права. В теории права под принципами права понимаются руководящие идеи, выражающие сущность, свойства и направленность развития норм права в рамках всей правовой системы или же каких-либо её отдельных отраслей или институтов.

Довольно долгое, продолжительное время данная формулировка о принципах права являлась традиционной, однако, если заметить, в последние годы взгляды учёных на этот счёт изменились. Споры в конечном итоге сводятся к тому, что, вообще являются ли правовые принципы только лишь «руководящими идеями» и вследствие этого будет достаточным вывести их из смысла норм права, или же они в обязательном порядке должны закрепляться в этих нормах. По мнению некоторого ряда учёных, определение принципа права только как некой основной, руководящей идеей без закрепления её в праве, перенесло бы эту категорию в область правосознания или, как вариант, в область правовой науки. Идеи права могут довольно сильно опережать право, находящееся в действии, и появиться за столетия до их реального воплощения в нормах права. Принципы права же- это принципы « права своего времени».[1]

1.2 Понятие принципов в системе права

Принципы права – это основополагающие идеи, так называемые руководящие начала, которые определяют саму суть и направление развития норм права в какой-либо определённой сфере общественных отношений, данные принципы закреплены в нормах права, или же исходят из их содержания. Может возникнуть вопрос: если в законодательстве закреплены принципы, то в чем есть отличие их от правовых норм? Отличие принципов от правовых норм состоит в том, что правовые принципы, которые устанавливают общее правило поведения, руководствуясь основными идеями, не содержат всех элементов правовой нормы, а это:

И вот поэтому, с помощью принципа нельзя урегулировать всесторонне какое-либо конкретное правоотношение, касающееся субъектов права. Так же принципы права являются более долговечны, нежели правовые нормы. Ведь они определяют саму сущность и содержание правовых норм не только тех, которые действуют, но и тех, которые будут действовать, таким образом, сами тенденции законодательного развития. В соответствии с принципами и осуществляется толкование норм, особенно в случаях, когда имеются в них противоречия или же пробелы. Принципы имеют своё проявление в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Перейдем непосредственно к самим принципам.

По действию правовые принципы классифицируют на:

Перейдем к общеправовым принципам.

üОбщеправовые принципы представляют собой основополагающие идеи, начала, которые непосредственно определяют наиболее существенные черты права какой- либо конкретной страны. К их числу таких принципов, принято относить:

•принцип социальной справедливости

•принцип законности, а также некоторые другие. Данные принципы сформированы общепризнанными принципами и нормами международного права. Так же общеправовыми принципами являются:

■ Гарантированность и признание в Российской Федерации свобод и прав человека и гражданина

■ Неотчуждаемость основных свобод и прав человека, которые должны принадлежать каждому от рождения

■ права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими

■ Все равны перед законом и судом

■ Равенство свобод и прав женщины и мужчины, а также равенство возможностей для реализации их

■ Право человека и гражданина на объединение для защиты своих интересов

■ Гарантированность защиты со стороны государства защиты свобод и прав, включая судебную защиту и другую.

üМежотраслевые принципы — данные принципы характеры для ряда правовых отраслей, нормы межотраслевых принципов являются регулятором общественных отношений, которые связаны с реализацией предоставленных гражданам прав. Такие принципы относят к межотраслевым:

■ Обеспечение со стороны государства свободного развития человека и предоставление достойного уровня жизни

■ Обеспечение со стороны государства поддержку семьи, детства, материнства, отцовства, недееспособных граждан и пожилых людей

Читайте так же:  Узбекистан льготы пенсионерам

■ Запрет на принудительный труд.

Вышеперечисленные принципы являются более характерными для таких отраслей права как: трудовое право, право социального обеспечения и семейное право.

üОтраслевые принципы характеризуют, как правило, наиболее существенные черты определённой отрасли права. Через данные принципы образуются общеправовые и межотраслевые принципы права.

По мнению Э.Г. Тучковой можно выделить следующие отраслевые принципы:

■ Социальное обеспечение в стране осуществляется за счёт платежей страховых, а так же и за счет средств Федерального бюджета

■ Дифференциация видов, уровня и условий обеспечения гражданина со стороны государства, которое зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других социально — значимых обстоятельств

■ Обязанность со стороны государства гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума

■ Гарантированность со стороны государства социальной помощи человеку, которая ему необходима, в силу возникших обстоятельств, которые признавались бы социально значимыми

Видео (кликните для воспроизведения).

■ Участие объединений общественных, которые представляют интересы граждан, в принятии, разработке и осуществлении на деле их решений, вопросов касающихся социального обеспечения а также защиты их прав.1

То, какое имеют выражение принципы советского права социального обеспечения можно найти в трудах А.Д.Зайкина, В.С. Андреева, А.Н. Егорова, Р.И. Ивановой, В.А. Тарасовой. Рассматривались принципы отрасли права социального обеспечения, ученые указывали:

• Всеобщность социального обеспечения

•Многообразие видов и всесторонность социального обеспечения как отрасли права

•Обеспечение граждан за счет общественных и государственных средств.

•Высокий уровень обеспечения социальными средствами

•Дифференциация и единство правовых норм и условий о социальном обеспечении

•Участие граждан занимающихся трудовой деятельностью в осуществлении социального обеспечения
Внутриотраслевые принципы.

В законодательстве Российской Федерации, которое регулирует отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция, которая закрепила внутриотраслевые принципы в нормах права.

В послесоветский период сформулированные принципы права стали одним из направлений деятельности в сфере социального обеспечения. В Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» были закреплены принципы предоставляющие социальные услуги гражданам. В законе были указаны такие принципы социального обслуживания, это:

•Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

До принятия этого закона вышеперечисленные принципы были сформулированы в виде основных прав граждан пожилого возраста, а также инвалидов, при получении ими социальных услуг.
Ученые, которые занимаются исследованиями в области социального обеспечения, каждый по-новому находят формулирование к отраслевым принципам права социального обеспечения.

К числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе как раз таки относится право социального обеспечения. На сегодняшний день пока нет общего нормативного акта такого типа как Основ или Кодекса, где фиксировались бы сами принципы права социального обеспечения. Исходя из этого те, кто исследуют данную проблему вынуждены выводить их из сути правовых норм социального обеспечения. Важно учесть, как указано в статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права а также международные договоры Российской Федерации есть часть системы права России.

Проанализировав различные позиции, непосредственно можно отнести к принципам отрасли права, следующие принципы:
•Всеобщность социального обеспечения;
•Дифференциацию регулирования права, зависящую от условий труда (тяжелые, вредные работы), природно-климатические зоны, продолжительность трудового (страхового) стажа, причины нуждаемости, также факторов

• Гарантированность социального обеспечения в случае наступлении социальных рисков, установленных законом
•Ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Помимо общеполагающих принципов, еще есть принципы специфические, предназначенные для различных организационных и правовых форм социального обеспечения, это социальной помощи и социального страхования. В статье 4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплялись принципы, являющиеся основой осуществления этого закона, большая часть из которых отображает особенности управления обязательного социального страхования и финансирования. К принципам права социального обеспечения возможно отнести всеобщий обязательный характер страхования социального и гарантированность со стороны государства выполнения обязательств по обязательному социальному страхованию в независимости от финансового положения страховщика.1

http://megaobuchalka.ru/1/8953.html

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

общеправовые (свойственные всем отраслям права);

межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

право каждого на объединение для защиты своих интересов;

гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Читайте так же:  Порядок оплаты проезда в санаторий военным пенсионерам

многообразие видов социального обеспечения;

участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

http://studfile.net/preview/2099086/

Принципы права социального обеспечения, их общая характеристика.

Понятие социального обеспечения. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Организационно-правовые формы осуществления социального обеспечения. Виды социального обеспечения.

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

6. Предмет, метод и система права социального обеспечения как научной дисциплины.

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений имеющих место в социальной сфере общества.

В.С. Андреев обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли.

Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего своего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научного познания социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки. При исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности.

Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства.

Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения, тогда как научная дисциплина приводит эти знания в систему для удобства пользования ими.

Система научной дисциплины по числу подразделений она шире и богаче чем система отрасли права; превращая разрозненный материал в логически единый и целый, воздействует на систему норм права; определяет содержание учебной дисциплины «Право социального обеспечения».

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит:

В общей части рассматриваются понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; используя исторический подход исследуются этапы становления права социального обеспечения, обосновываются перспективы дальнейшего развития.

В особенной части знания распределены по определенным институтам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов отрасли.

В специальной части рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, законодательство о социальном обеспечении в зарубежных странах.

Право социального обеспечения как наука продолжает содержать «белые» пятна и спорные положения, негативно влияющие на развитие знаний о ней. Так, остается на стадии формирования общая часть отрасли, не кодифицировано социально-обеспечительное законодательство, идет спонтанно-стихийное «размножение» правовых отраслей (Социальное право, Медицинское право) и подотраслей (Пенсионное право, Обязательное социально-страховое обеспечение), неоправданное появление которых наносит ощутимый вред не только науке права социального обеспечения, но и всему российскому правоведению и юридической практике.

Нужно понимать, что в настоящее время, достаточно активно развиваются научные подотрасли:

1 права социального обеспечения, такие как «Пенсионное право»

2, «Обязательное социальное страхование», «Государственное социальное обеспечение»

3, а «Социальное право» и «Медицинское право» являются межотраслевыми (надотраслевыми) научными дисциплинами, то есть системами более высокого порядка и входят в состав системы науки «Теория прав человека»4.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке.

Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений.

Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга. Первичной по отношению к учебной дисциплине «Право социального обеспечения» всегда является наука права социального обеспечения, поскольку содержание учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое.

Читайте так же:  Детские пособия детям малоимущим

Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, навыки практического применения и дальнейшего творческого развития.

Структура учебной дисциплины «Право социального обеспечения» делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются темы, которые содержат основные положения учебного курса — это темы о понятии социального обеспечения как экономической и правовой категории, его функциях, об организационно-правовых формах социального обеспечения, о предмете, методе, системе права социального обеспечения, его источников, основных принципах правового регулирования социального обеспечения, особенностях правоотношений. С функционального института трудового стажа начинается изучение особенной части учебного курса.

Этот институт имеет «сквозное» значение при изучении отраслевых предметных институтов: пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. За институтом трудового стажа последовательно изучаются все предметные институты особенной части отрасли права социального обеспечения.

Содержание функциональных институтов отрасли (по установлению юридических фактов; по поводу реализации гражданином права на тот или иной вид социального обеспечения) и межотраслевого «пограничного» института (по разрешению жалоб и споров) раскрываются в контексте изучения того или иного предметного отраслевого института.

Как показывает практика, правовое регулирование социального обеспечения, предопределяется не только правом, но и иными сферами общественной жизни, а, следовательно, сферами знаний — экономикой, социологией и др.

Принципы права социального обеспечения, их общая характеристика.

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

Так в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

•общеправовые (свойственные всем отраслям права);

•межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

•отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

•внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

•признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

•неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

•признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

•равенство всех перед законом и судом;

•равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

•право каждого на объединение для защиты своих интересов;

•гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

•обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

•обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

•запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

•финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

•дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

•универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

•осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

•дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

•обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

•гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

•многообразие видов социального обеспечения;

•участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 612 ;

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/6_114355_printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ih-obshchaya-harakteristika.html

Дайте характеристику основных принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here